главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


      Издательская программа Интерроса

Философская конференция
 
 



Джорджио Агамбен / Giorgio Agamben

(р. 1942 г. / Италия)

        Выдающийся итальянский философ, профессор Венецианского университета IUAV, Европейской школы постдипломного образования, Международного Философского колледжа в Париже и университета Масераты (Италия), а также приглашённый профессор в ряде американских университетов. Получил юридическое образование в Университете Рима. В середине 1960 - х гг. участвовал в семинарах Мартина Хайдеггера, именно тогда окончательно выбирает философию как дело жизни. В эти же годы Агамбен открывает для себя Вальтера Беньямина. Именно он обнаруживает в фондах парижской Национальной библиотеки важнейшие рукописи Беньямина, остававшиеся неопубликованными (позднее Агамбен станет главным редактором собрания сочинений Беньямина на итальянском языке). Автор книг: «Детство и история. Распад опыта и происхождение истории» (1978), «Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь» (I том; 1995), «Homo Sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель» (III том; 1998), «Средства без цели» (1996), «Итальянские категории» (1996).

        Главный проект, над которым Агамбен работает в последние годы, - трехтомный труд «Нomo sacer». Цель проекта «Homo sacer» - пересмотр традиционных категорий политической философии ради понимания новой ситуации, складывающейся сегодня в мире. По мнению Агамбена, исходным инструментом для адекватного анализа современности является введенное Мишелем Фуко понятие биополитики. В системе понятий, предложенной еще Аристотелем, политическое существование человека надстраивалось над его физическим, животным существованием: власть могла потребовать от человека смерти, но она не занималась его физическим выживанием. Начиная с XVII, и особенно XVIII века, положение меняется: предметом государственного внимания все больше и больше становится чисто физическое, телесное, биологическое существование человека. Именно это чисто физическое существование, в котором человек равен любому животному, фиксируется у Агамбена понятием голая жизнь (la nuda vita). «Голая жизнь» соответствует греческому понятию «zoe-», обозначавшему простой факт существования, общий для всех живых существ. «Зоэ» противопоставлялась «биосу» - образу жизни, характеризующему отдельного человека или группу людей. Предельной моделью всего современного жизнеустройства становится для Агамбена концлагерь, а прообразом современного человека - загадочная фигура раннего римского права, homo sacer. В римской архаике «священным человеком» назывался человек, осквернивший себя преступлением: такой человек становился изгоем, его нельзя было приносить в жертву, но его можно было совершенно безнаказанно убивать. У Агамбена homo sacer делается прообразом и расово неполноценных лиц Третьего рейха, и жертв сегодняшней Югославии.





Джорджио Агамбен / Giorgio Agamben

Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей