главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Параллельная программа

Юрий Шабельников. Эзотерический футбол.

место и даты экспозиции

Галерея ARTERIUM   2 февраля 2007 — 31 марта 2007

Совместный проект с Orel Art Gallery (Париж)

куратор

  • Александр Якимович


Сакральная игра

Александр Якимович

           Когда здоровенные парни гоняют мяч на футбольном поле, и прозаический предмет спортинвентаря превращается в таинственный светящийся шар, и в его округлом лике проступают мистические знаки мировых и иных религий (треугольник, глаз, звезда, крест и т.д.), то искушенная и циничная публика мировых Вавилонов готова заподозрить здесь концептуальный выверт, занятную игру ума. Уже по этой одной причине следовало бы дать фундаментальный комментарий к проекту Юрия Шабельникова «Эзотерический футбол».
           Переполняющие мистическую душу переживания издавна находили себе выражение в ритуалах, имеющих форму «игр и забав». Древние Олимпийские игры были настоящими священнодействиями, а присутствие жрецов придавало им характер настоящих служений Высшим силам. Да и языческая славянская игра в бабки, эта квази-спортивная манипуляция с костями лошадей, тоже относится к числу культовых (шаманских) действ. В начале двадцать первого века мы замечаем, что художников снова потянуло к завораживающим магическим действам, и хочется опять восхититься тайными заклинаниями и многозначительными знаками, и спускаться в подземелья и там разглядывать загадочные объекты, или наблюдать за экстатическими акциями новых шаманов.
           Один из мистических русских литераторов, Николай Гоголь, сочинил в свое время целую книгу, где понимающему читателю нередко приходится подмечать и отгадывать тайные знаки. Это «Мертвые души», книга-проповедь о будущем возрождении души Российской, и начинается она со знака «колеса», а заканчивается знаком «колесницы» («русской тройки») -- и все эти эзотерические игры знаков взяты из Платоновых диалогов, читавшихся в то время масонами, друзьями писателя, мечтавшими излечить страну и народ от болезней духа. Сегодня кадры стремительной скачки «русской тройки» открывают передачи одного из правительственных каналов Кремля. Люди из телевизора вряд ли сознают смысл этой эзотерической символики и ее происхождение. Настоящие художники хотят на самом деле осмыслить язык тайнописи, созданный мировой культурной традицией.
           Юрий Шабельников увидел под этим углом зрения игру в футбол. Даже в вульгаризованном современном варианте футбол сохранил отголоски ритуальной священной игры с богами – покровителями мужества, победы, успеха, а прежде всего с теми, кто связан с непознаваемым и полновластным Случаем.
           Потому футболисты в его больших картинах так похожи на участников вакханалии или гностического акта, и эти игроки явно думают не о делах футбольных. Их самозабвение и неистовство говорят не о спортивном азарте, а о том, что они ощущают присутствие всемогущих сил. И вовсе не кожаные мячи они отбивают ногами и поддают головами. Выставляя свои сцены Эзотерического Футбола, художник помещает тут же, в залах выставки, мраморные шары с нанесенными на них тайными знаками. Числом их должно быть двадцать два, сколько и арканов в картах Таро. То ли это наши запросы и обращения к богам, то ли ответы, пришедшие к нам из иного мира. Мраморный шар, совершеннейшая Платонова форма, являет собой некое Слово священного обряда, и только чудо веры позволит принять такой «мяч» на грудь или остановить его ногой, или послать его в ворота головой (не получив притом тяжелейшей травмы.)
           Наверняка древние индейцы, первооткрыватели священной игры, запретили касаться мяча рукой по глубоко религиозным соображениям. Руки людей осквернены убийством себе подобных и нанесением вреда всем живым существам. Играя священным мячом без участия рук, то есть адресуя наши моленные послания подлинным Повелителям мира, футболисты, возможно, отчасти искупают грех кровопролития, а искупление и есть главная забота всякой религии.


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей