главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Публикации

4 июня 2007
Визит дамы // Жанна Васильева, ИТОГИ
Выставка Йоко Оно на четвертом этаже ЦУМа, организованная при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и Фонда "Русский век", стала завершающим аккордом 2й Московской биеннале. И первым знакомством столицы с Йоко Оно. Не потому, что о ней не знают: трудно представить человека, который так крепко проспал последние пятьдесят лет, что не слышал о "Битлз", Джоне Ленноне и его вдове Йоко Оно. И не потому, что она в Москве впервые - это не так. Однако выставка Йоко Оно - возможность познакомиться с одним из первоисточников мирового актуального искусства.

4 июня 2007
Международный день невинных жертв агрессии, Или «Одиссея таракана»:
нижегородцы на выставке Йоко Оно в Москве
// Информагентство NewsNN.ru
Странно так и символично получается: 1 июня – День защиты детей, через 3 дня
– Международный день невинных детей – жертв агрессии. То есть, как ни
защищай, как ни старайся, а без жертв все равно не обходится. А что
поделаешь – на войне как на войне. <...> При этом весь мир говорит о том,
как США планирует разместить систему ПРО в Европе, а Россия проводит
ракетные испытания. Гонка вооружений идет полным ходом.
В это время в Москве, в ЦУМе работает выставка Йоко Оно «Одиссея таракана» –
наглядный пример того, к чему вся эта гонка вооружений, собственно говоря, и
ведет. Это мир глазами насекомого, мир, глядя на который становится стыдно
за человечество.

31 мая 2007
Таракан шлет миротворческий привет // GiF.Ru
"Одиссея таракана" – инсталляция бывшей участницы революционного движения
"Флюксус", музыканта, живого символа и представителя идеалов конца 60-х –
разместилась в строящемся здании ЦУМа, совершив вояж Нью-Йорк-Лондон-Москва.
В московском варианте характерно появились перегородки и конструкции
коридорного типа, символизирующие государственные барьеры.

31 мая 2007
"Людей, вели как стадо по коридорам истории..." // Юлия Малахова, ГАЗЕТА
Йоко Оно на своем московском вернисаже «Одиссея таракана» появилась
стремительно, почти чаплинской походкой, в мужской шляпке и черном костюме,
несмотря на столичную жару. Ее полностью скрывал щит из телохранителей, лишь
иногда обнажавший для восторженной публики любимую женщину экс-битла.
Женщина-провокатор, художник-концептуалист, музыкант-философ – это все Йоко.
В самом ее имени заложена тайна.

31 мая 2007
"Цензура – вещь опасная" // Сергей Соловьев, Новые известия
В Москву на открытие своей выставки «Одиссея таракана» приехала звезда
галерейного и шоу-бизнеса Йоко ОНО. Подтянутая, строгая и невероятно
педантичная американка показала в России пороки и проблемы человечества, с
точки зрения таракана. Как в 1960–70-е, Йоко Оно продолжает проповедовать
мир, согласие и отказ от любого насилия. В интервью «Новым Известиям» вдова
Джона Леннона рассказала о своей любви к Москве и о нависшей над миром
угрозе.

31 мая 2007
Йоко Оно поставила точку // Алексей Мокроусов, Независимая газета
В мае в Москве ждали сразу две выставки, которые завершили бы биеннале современного искусства. Но Роберт Уилсон вновь перенесся – на этот раз на осень, а где осень, там в России, известное дело, и зима. Так что проект Йоко Оно «Одиссея таракана» вынужден поневоле поставить точку в тексте Второй московской биеннале.

31 мая 2007
Тараканьи бега // Александр Алексеев, Михаил Боде, Российская газета
В обещанный визит Йоко Оно, специального гостя 2-й Московской биеннале современного искусства, уже перестали верить. А она приехала. И заняла своей выставкой-инсталляцией "Одиссея таракана" весь четвертый этаж нового корпуса ЦУМа на Петровке. А где еще разбежаться таракану, как не по пока пустующему залу магазина?

30 мая 2007
Тараканы Оно // Сергей Соловьев, НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Женщина-легенда пытается превратить старые идеи любви и братства в
арт-бренды.
С опозданием почти в два месяца в Москву прибыла Йоко Оно – художница и
музыкант, более известная как вдова Джона Леннона. Приезд ее выставки
«Одиссея таракана» планировался еще в марте на Биеннале современного
искусства. Однако устроители этих гастролей посчитали, что звезда такого
уровня не нуждается ни в каком фестивале. В конце концов, пойдут не на
выставку, а именно «на Оно».

30 мая 2007
Йоко Оно: я не чувствую себя шестидесятницей // КОММЕРСАНТЪ
Накануне открытия своей выставки ЙОКО ОНО ответила на вопросы ИРИНЫ Ъ-КУЛИК.
– Откуда появился главный герой вашей новой выставки – таракан? Стоит ли видеть в нем персонажа "Превращения" Кафки?
– Конечно, я помню рассказ Кафки. Но я думала и просто о тараканах в нью-йоркских квартирах.

30 мая 2007
С тараканом в голове // Ирина Кулик, КОММЕРСАНТЪ
Сегодня в ЦУМе открывается выставка специального гостя II Московской биеннале современного искусства – Йоко Оно. Ее представляют Федеральное агентство по культуре и кинематографии, фонды "Русский век" и "Московская биеннале" при поддержке Mirax Group. В Москве Йоко Оно показывает свою инсталляцию "Одиссея таракана".

30 мая 2007
Миру мир! // Art-times.ru
В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства Москву с персональной выставкой посетила Йоко Оно. 29 мая состоялась пресс-конференция, приуроченная к открытию масштабной инсталляции "Одиссея таракана". Художница поделилась с журналистами, что собирается пробыть в Москве до 3 июня.

29 мая 2007
Фотогалерея // lenta.ru
Глазами таракана
В Москве открылась выставка Йоко Оно
В столичном ЦУМе с 31 мая по 24 июня 2007 года будет работать арт-проект
Йоко Оно под названием "Одиссея таракана", который завершает Вторую
московскую биеннале. Это – гигантские фотографии и объекты, символизирующие
ужасы войн и насилия в XX веке.

29 мая 2007
"Цинизм – это смерть" // Юлия Штутина, LENTA.RU
Во вторник 29 мая 2007 года в столичном ЦУМе прессе представили последнюю выставку из завершившейся в апреле Второй московской биеннале современного искусства – "Одиссею таракана" американской художницы японского происхождения Йоко Оно. Проект откроется для зрителей 31 мая и проработает до 24 июня. Сама госпожа Оно намерена дать мастер-класс для молодых художников.

29 мая 2007
Выставка знаменитой вдовы Джона Леннона – Йоко Оно – открывается в Москве // Анна Нельсон, Первый канал
В рамках проекта она готовится дать мастер-класс для молодых российских художников. По словам художницы, она всегда старается, чтобы зритель увидел что-то, относящееся к местной культуре. Так будет и на этот раз.

29 мая 2007
Йоко Оно не щадит зрителя // Ольга Кабанова, Ведомости, 29.05 2007

Инсталляция Йоко Оно “Одиссея таракана” — монументальное произведение современного искусства и серьезное испытание для зрителя. Для нынешнего показа, проходящего в рамках спецпрограммы 2-й Московской биеннале современного искусства и организованного фондом “Русский век”, Йоко Оно несколько изменила свой проект, который уже три года демонстрируется в разных странах мира. Адаптировала его к новой выставочной площадке.


28 мая 2007
"Я сама себе художник". Интервью с Йоко Оно // Фаина Балаховская, Time Out Москва
После очень успешной ретроспективы "Да. Йоко Оно", прокатившейся по миру в 2004 году, вдову Джона Леннона уже не называют "самым известным неизвестным художником". Оно верна своей радикальной молодости и один из самых известных перформансов "Cat Piece", где публика срезает с нее одежду, героически повторила в возрасте 70 лет. Она до сих пор считается одним из самых известных концептуальных художников.

21 мая 2007
Япона мама // Ольга Уткина, Афиша
Йоко Оно приезжает в Москву с художественным проектом «Одиссея таракана»

17 мая 2007
Йоко Оно // Александра Рудык, Афиша
Йоко Оно всю жизнь припоминают брак с Ленноном и обвиняют в развале The Beatles. Будто бы припомнить больше нечего, будто бы мало она натворила за свою семидесятилетнюю жизнь. В действительности, кроме того самого брака и музыки, она довольно активно всю свою жизнь занималась искусством.

28 марта 2007
Вид сверху // Ирина Мак, Известия, 28.03.07
"Неделя" подводит итоги Второй биеннале современного искусства в Москве

23 марта 2007
Мыслящий реализм // Федор Дмитриев, Радио Маяк
В Москве продолжается Вторая Московская биеннале современного искусства, и в рамках этого проекта открылась выставка «Мыслящий реализм». Подробнее об этом рассказывает наш корреспондент Федор Дмитриев.

23 марта 2007
Музейно-выставочная афиша. 23 – 25 марта 2007 г. // Радио Культура
Рекомендую посетить выставку фотографий знаменитых французских фотографов Пьера и Жиля, которая открыта в центральном выставочном зале «Манеж».

23 марта 2007
Вперед к “Боярыне Морозовой”
Маленькая выставка большого идеологического значения
// Ольга Кабанова, Ведомости, 23.03.2007, №51 (1825)
Третьяковская галерея впервые со времен основания открыла в историческом здании выставку современных художников — “Мыслящий реализм”. Между залами Левитана и Поленова в специально выгороженном пространстве висят фотографии Сергея Браткова, рисунки Павла Пепперштейна, крутится на мониторе видео Ольги Чернышевой и лежат листовки Анатолия Осмоловского.

22 марта 2007
Кто боится Вали Экспорт?
Выставки австрийской феминистки в ГЦСИ и Фонде "Екатерина"
// Михаил Боде, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
Вали Экспорт приводит в оторопь. Кажется, что если не все, то уж очень многое из того, что наработало за несколько десятилетий наше современное искусство, давно было сделано этой австрийской художницей. В одиночку.

22 марта 2007
Показанному - не верить
Лучшее видео на Московской биеннале таковым не является
// Федор РОМЕР, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
Ударными выставками биеннале должны были стать показы американского видеоискусства в ЦУМе, инсталляция Пипилотти Рист "Пей мой океан" в Государственном музее архитектуры и фильм "Если бы ты был рядом" Даррена Алмонда в Центре современного искусства "Винзавод".

22 марта 2007
За гранью дивного нового мира
Искусство новых технологий в Объединении "М'АРС"
// Ната Морозова, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г
Всеобщая компьютеризация придала новым технологиям тотальный характер, уравняв офисного служащего с современным художником - во всяком случае, в инструментариях.

22 марта 2007
Русский покер и китайский пасьянс
Выставки "Соц-арта" и "Полит-попа" в Третьяковке
// Михаил БОДЕ, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
В раскладе русского искусства прошлого века соц-арт, лидер нонконформистского движения, сыграл роль своеобразного джокера. Как известно, эта карта, изображающая шута, может иной раз замещать другие.

22 марта 2007
Пень, как у людей // Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
2-я Московская биеннале современного искусства своим определением "биеннале", обозначающим некое продолжение арт-фестиваля ("биеннале" - это то, что периодически проводится раз в два года), подтвердила интерес (государственный, публичный, профессиональный?) к самому феномену этого самого "современного искусства".

19 марта 2007
Полвека русского авангарда // Дарья Ли, Радио Маяк
В Галерее на Солянке в рамках Второй московской биеннале современного искусства проходит выставка "Полвека русского авангарда". Рассказывает Дарья Ли.

19 марта 2007
Просты как "Правда"... // Жанна Васильева, Владимир Новиков (фото), Итоги, 19 марта 2007
Соц-арт жил, жив и будет жить... в Третьяковской галерее

15 марта 2007
Гора родила мышцу
Антология творчества Мэтью Барни в Москве
// Оксана Саркисян, Владислав Егоров, Время новостей N°44, 15 марта 2007
За последний месяц столицу посетило много звезд современного искусства. Среди них легендарный дуэт «Пьер и Жиль», видеохудожник 80-х Пьерик Сорен, представительница венского акционизма 70-х Вали Экспорт и другие. Но, наверное, наибольший ажиотаж вызвал визит Мэтью Барни, звезда которого светит ослепительно ярко, а творчество отражает культурные реалии настоящего времени.

15 марта 2007
Московская биеннале: примечание № 2 // Михаил БОДЕ, Культура, №10 (7571) 15 - 21 марта 2007г
На пресс-конфенции в преддверии открытия Второй московской биеннале современного искусства глава Роскультуры Михаил Швыдкой блеснул своим новым определением contemporary art: "Искусство, которое не вызывает споров, - предмет для патологоанатомов".

14 марта 2007
Из Бьорк делали суши // Елена Карпенко, Вечерняя Москва
На 2-й Московской биеннале современного искусства показали работы американского художника-режиссера Мэтью Барни – фильмы цикла Cremaster и Drawing Restraint 9.

13 марта 2007
Чисто, формально
Единственная абсолютно ясная выставка биеннале
// Ольга Кабанова, Ведомости, 13.03.2007, №43 (1817)
Выставка “Урбанистический формализм” — лучшая в специальной программе 2-й Московской биеннале современного искусства. Небольшая, разумная и — редкий биеннальный случай — соответствующая названию.

12 марта 2007
Музейно-выставочная афиша. 11 – 12 марта 2007 г. // Радио Культура
Любителям видеоарта рекомендую посетить выставку «Пограничное состояние», которая открыта в рамках Второй московской биеннале современного искусства в центре «МАРС». На выставке представлены видеоработы современных художников из России, Грузии и Украины.

12 марта 2007
Идет биеннале. Но не в греческом зале! // Болотская Рита, Собеседник, №11, 12.03.2007
Со 2 марта по 1 апреля в Москве – вторая культурная революция, то есть II московская биеннале современного искусства. Выставляются более ста художников из 33 стран.

12 марта 2007
Идентичное как эстетичное // Сергей Хачатуров, Время новостей, N°41, 12 марта 2007
Вторая биеннале современного искусства в Москве вышла абсолютно нормальной, соответствующей мировому стандарту подобного рода фестивалей искусств. Важная тема «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», предполагающая щипки и укусы общества потребления и капиталистического рынка; масштабное представительство зарубежных стран, интересные работы, почти каждая из которых имеет сертификат-приложение -- маленький философский очерк с обязательными цитатами из Беньямина, Фуко или Лакана.

12 марта 2007
ПИР ДУХА НА ПОХОРОНАХ ДЕМОКРАТИИ // Анна Линдберг, Утро.ру, 12 марта 2007
Залы Государственной Третьяковской галереи оказались лакомым кусочком как для самых почетных участников Второй Московской биеннале современного искусства, так и для свободных кураторов. А непосредственно у сотрудников Третьяковки появилась возможность принять участие в альтернативном арт-мероприятии.

12 марта 2007
Соц-арт живее всех живых // Анна Толстова, Коммерсант ВЛАСТЬ, №9 [713] от 12.03.2007 г.
В Третьяковской галерее открылась выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае", входящая в программу II Московской биеннале современного искусства. Корреспондент "Власти" Анна Толстова с удивлением обнаружила, что художественный язык подпольщиков эпохи застоя актуален и в эпоху суверенной демократии.

12 марта 2007
Хорошо прожаренный телефон // Кара Мискарян, Огонек, №11 12—18 марта 2007
До самого апреля Москва отдана художникам: здесь открылась 2-я Московская биеннале. Современное искусство почти никто не понимает, но все ходят. Почему?

11 марта 2007
Музейно-выставочная афиша. 11 – 12 марта 2007 г. // Радио Культура
Рекомендую посетить выставку «Урбанистический формализм», которая открыта в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Этот специальный проект Второй московской биеннале современного искусства объединяет работы 9 художников и художественных групп из Москвы и Самары.

10 марта 2007
Гроб Ленина как символ пустоты // Андрей Райкин, Московский Комсомолец
Соцарт — почти уникальное явление. В Финляндии, где пенсия равна 5000 евро, в Швеции, где премьер-министр без охраны едет на работу на велосипеде, соцарта нет и быть не может. В Саудовской Аравии или Северной Корее, по известным причинам, он тоже не водится. Что ж, нам в этом отношении повезло больше. Как свидетельство тому — инсталляция Виталия Комара и Александра Меламида, которая представлена в Новой Третьяковке в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства.

9 марта 2007
"Даже если наш мир превратится в стеклянные небоскребы, всегда найдутся вдохновители, летописцы, борцы..." // Русский журнал (www.russ.ru), 9 марта 2007 г
Английская художница Пэм Скелтон родилась в 1949 году в Лондоне, где и по сей день живет и работает.
На Втором Московском биеннале современного искусства Пэм Скелтон представляет видеоинсталляцию "Сожженные стихи" (2005), посвященную Анне Ахматовой.


9 марта 2007
Дефицит современности // Игорь Гребельников, Ведомости, 09.03.2007, №41 (1815)
Несложный арифметический подсчет — и вы убедитесь: искусство, представленное на проходящей в Москве биеннале, не такое уж и современное.

9 марта 2007
Учреждения размножения // Никита Алексеев, Gazeta.ru, 09 марта 2007
В рамках Биеннале проходит выставка «РодДом» – проекты архитекторов, посвященные роддомам и рождению новых форм

9 марта 2007
«Московская биеннале смеется над потребителями и политиками» // София Кишковски, «Геральд Трибьюн», 9 марта 2007
Скорее искусство хождения по магазинам, чем само искусство, занимает мысли посетителей Торгового Центра ЦУМ, большого московского универмага, но их может ожидать сюрприз, если они завернут за угол неподалеку от стеллажей с детской одеждой от Армани и Мисс Блюмарин.

7 марта 2007
Реальнее, чем сама реальность // Федор Дмитриев, Радио Маяк
Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке присоединилась к Московской Биеннале. На открывшихся выставках в рамках Московской биеннале побывал наш корреспондент Федор Дмитриев.

7 марта 2007
Музейно-выставочная афиша. 7 – 8 марта 2007 г. // Радио Культура
Рекомендую посетить выставки Основного проекта Второй Московской биеннале современного искусства, которые открыты в новом здании ЦУМа и на трех этажах небоскреба «Федерация» в Сити.

6 марта 2007
Биеннале — сапоги всмятку
Лучше спуститься на “Винзавод”, чем подниматься на башню
// Ольга Кабанова, Ведомости, 06.03.2007, №39 (1813)
Вторая Московская биеннале современного искусства оказалась событием труднопрогнозируемым. Там, где, казалось, должно быть интересно — скучно, а просмотр спецпроектов на “Винзаводе” вполне может заменить крутой подъем к месту демонстрации основного проекта.

6 марта 2007
Пять доказательств в пользу биеннале // Анастасия Арцибашева, Мария Ганиянц, "ПРОФИЛЬ"
В чем сакральный смысл нынешней биеннале современного искусства, толком не могут объяснить даже ее организаторы. Но все при этом абсолютно уверены, что Москве она необходима как воздух.

5 марта 2007
Весь немецкий видеоарт // Анна Самусенко, Радио Культура
Показ избранных работ из каталога «40 лет немецкого видеоарта. Цифровой архив» состоялась в клубе Сине Фантом. Презентация сборника и показ работ стали частью проекта «История и теория видеоарта». Он вошёл в специальную программу 2-й Московской биеннале современного искусства.

5 марта 2007
Иосиф БАКШТЕЙН в эфире радио «Культура» // Радио Культура
Актуальное искусство – это современная метафора. Правильное словосочетание – это «современное искусство». Это термин, не просто творчество живых художников, а определенный тип искусства. Это развитие идеи модернизма.

5 марта 2007
Примечания без текста // Алексей Мокроусов, Русский журнал (www.russ.ru), 5 марта 2007 г.
Одна из самых смешных видеоработ Второй Московской биеннале современного искусства посвящена скорости, с которой можно пробежать сегодня через музей. Сперва Гарсия Торрес долго рассказывает о разного рода рекордах, связанных с пробеганием художников-акционистов через Лувр, Лос-Анджелесский музей современного искусства и другие институции, а затем показывает, как трое нынешних молодых людей бегут через музей. Пять минут одиннадцать секунд на все шедевры оптом. Цель их: посмотреть, но не увидеть, прикоснуться, но не ощутить, поучаствовать, но не оказаться вовлеченным. Выглядит универсальной задачей для сегодняшнего дня, хотя не факт, что само искусство в восторге от подобного к себе отношения.

5 марта 2007
Конкретное искусство на задворках // Юлия Черникова, Утро.ру, 5 марта 2007
Открытиям выставок, разворачивающихся в рамках II Московской биеннале современного искусства, уже невозможно вести счет. Они проходят по три на день. Не удивлюсь, если пополнение коллекции музея Шилова тоже окажется одним из программных проектов. Но официально биеннале можно считать открытой только с открытием экспозиций в торговом доме ЦУМ и башне "Федерация".

5 марта 2007
Станция Навалочная // Сергей Хачатуров, Время новостей, N°38 05 марта 2007
На самом деле гордиться тут нечем. Организация биеннале современного искусства в любой стране -- подтверждение ее цивилизованности и открытости миру. Ведь не гордимся же мы в самом деле мытьем рук перед едой и носовыми платками. Биеннале исследует социум, этику и эстетику, ставит обществу диагноз. И организация подобных фестивалей -- обычное дело, нормальный процесс.

5 марта 2007
Раскрась сам // Жанна Васильева, Александр Иванишин (фото), Итоги, № 10 (560) 5 марта
Неформальный девиз нынешней Московской биеннале современного искусства: талантом можешь ты не быть, но актуальным быть обязан.

5 марта 2007
"Амнезия": вид сверху // Сергей Сафонов, "Газета" №39 от 05.03.2007г.
Открылся основной проект II Московской биеннале современного искусства
Как и было обещано, с началом весны первых пытливых посетителей приняли обе площадки, отведенные для демонстрации основного проекта очередной столичной биеннале с подзаголовком «Примечания: геополитика, рынки, амнезия».

5 марта 2007
Амнезия не панацея // Дмитрий Смолев, ИЗВЕСТИЯ
Открылись основные проекты 2-й Московской биеннале современного искусства. Именно эти мероприятия под общим девизом "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" должны были сформировать лицо форума. Черты лица оказались трудноуловимыми - возможно, из-за того, что никто и не стремился к определенности.

5 марта 2007
Все биеннальное просто // Дмитрий Ъ-Зеленцов, Евгения Ъ-Милова, КОММЕРСАНТЪ № 34/П (№ 3610) от 05.03.2007
Открытие II Московской биеннале современного искусства стало настоящим светским марафоном, поскольку проходило на трех разных площадках почти одновременно. Истинную мудрость проявил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой: он произнес пламенную речь в ЦУМе, где проходил первый этап открытия биеннале, и больше нигде не появился.

3 марта 2007
Стартовала Вторая биеннале современного искусства // «Новая газета»
Основной проект биеннале состоит из пяти выставок, которые пройдут на двух площадках: в башне «Федерация» («Москва-сити») и в ЦУМе.

3 марта 2007
Плюшевый Будда живее всех живых // Никита Алексеев, Gazeta.ru, 03 марта 2007
В рамках бьеннале со скандалом открылись выставки российского и китайского соц-арта – рядом с комментариями к СССР потерянно бродили голодные духи.

3 марта 2007
Апостолы белья
«Пьер и Жиль» в Центральном Манеже
// Анна Чепурнова, Вечерняя Москва, 3 марта 2007
Этих двух французских фотографов хорошо знают во всем мире. Они начали работать вместе в 70-х и создали свой неповторимый стиль, в котором постмодернизм сочетается с кичем. Сейчас уже славу снискали даже их последователи – например, Ясумаса Моримура и Владислав Мамышев-Монро.

2 марта 2007
Стрельба глазами
Художники переходят границы виртуальной реальности
// Cергей Соловьев, «Новые Известия»
Наконец, за день до биеннале начал работу фестиваль ArtDigital, который представляет эксперименты российских художников с новейшими технологиями. Не исключено, что именно он окажется одной из самых ярких страниц всего смотра.

2 марта 2007
Эстеты в касках // Анна Чепурнова, Вечерняя Москва
Вчера открылась 2-я Московская биеннале современного искусства – подарок для экстремалов

2 марта 2007
Московская биеннале призывает к дискуссии // Федор Дмитриев, Радио Маяк
Накануне в столице стартовала Вторая Московская биеннале современного искусства. На открытии побывал наш корреспондент Федор Дмитриев.

2 марта 2007
Объективная сюрреальность
Художник Мэтью Барни показывает, что такое настоящее кино
// Евгений Гусятинский, Ведомости 02.03.2007, №37 (1811)
В качестве спецпроекта 2-й Московской биеннале современного искусства в кинотеатре ЦДЛ проходит ретроспектива фильмов американца Мэтью Барни, одной из главных художественных звезд наших дней. Мегаартист и современный демиург, широким массам более известный как спутник певицы Бьорк, он занимается скульптурой и живописью, видеоартом и литературой, создает монументальные инсталляции и перформансы.

2 марта 2007
Москва сдалась художникам // Игорь Гребельников, Пятница, 02.03.2007, №37 (1811)
Первого марта стартовала II Московская биеннале современного искусства: десятки выставок, сотни работ. Но выбрать, что посмотреть, непросто — вместе с художниками придется разбираться со своими и чужими проблемами.

1 марта 2007
Современное искусство атакует Москву // Дарья Ли, Радио «Маяк», 01.03.2007
1 марта состоялось официальное открытие основного выставочного проекта Второй Московской биеннале современного искусства (экспозиция в ЦУМе и в башне "Федерация"). Накануне журналисты имели возможность наблюдать за тем, как монтируется основной проект. Рассказывает Дарья Ли.

1 марта 2007
Зона особого совриска // Милена Ъ-Орлова, Коммерсант, № 32 (№ 3608) от 01.03.2007
Сегодня вечером в Москве официально и торжественно откроют II Московскую международную биеннале современного искусства. Патрону биеннале Михаилу Швыдкому придется придумать новую шутку для вернисажной речи, оправдывающую в глазах почтенной публики трату государственных средств на такое безобразие, как биеннале совриска – придуманное в недрах московской арт-критики словцо как нельзя лучше подходит для этого случая. Так что на помощь экс-министру пришла МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА.

28 февраля 2007
Кино, бордель, и казино, и пионерский лагерь
Французы эпатируют Вторую Московскую биеннале
// Сергей Хачатуров, Время новостей, N°35, 28 февраля 2007
Завтра состоится церемония официального открытия Второй Московской биеннале современного искусства. Выставок, презентаций, конференций более ста. Международный звездный десант впечатляет. Однако за неделю до открытия форума в столице прошло два вернисажа, которые оказались изящной диверсией в адрес биеннальского движения как такового.

27 февраля 2007
Не святое семейство // Дмитрий Смолев, Известия, 27 февраля 2007
Их зовут просто Пьер и Жиль - фамилии излишни. Так мог бы именоваться клоунский дуэт или, допустим, альянс двух диджеев, но эта парочка известна в мире изобразительного искусства. В России их знают понаслышке, однако 30-летие своей творческой деятельности французы решили отметить именно здесь.

26 февраля 2007
ЗАГАДОЧНАЯ ЛЮБОВЬ ЧАСТНОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРА
"Движение. Эволюция. Искусство" в новых залах Фонда культуры "Екатерина"
// Сергей Сафонов, Газета, 26.02.2007
Очередной вернисаж, приуроченный к открывающейся в начале марта II Московской биеннале современного искусства, состоялся в доме на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста. Фонд культуры "Екатерина" провел презентацию выставки "Движение. Эволюция. Искусство", подготовленной на материале собственной коллекции, и нового выставочного пространства.

22 февраля 2007
Культурная революция // Анна Линдберг, Ytro.ru, 22 февраля, 04:45
Под шумок надвигающейся Второй Московской биеннале современного искусства в столице случилась настоящая культурная революция – выставка "Движение, эволюция, искусство" ознаменовала появление первого в городе частного музея, посвященного творчеству самых актуальных отечественных художников последнего столетия.

22 февраля 2007
"Сейчас нет такого понятия - великий художник" // Коммерсантъ - Weekend // от 22.02.2007
Комиссар Московской биеннале поделился своими представлениями о современном искусстве. Его выслушала Анна Наринская.

21 февраля 2007
От критики к самокритике (Московская биеннале программно сомневается) // Ольга Кабанова, Ведомости 21.02.2007, №31 (1805)
Объявлена программа 2-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 1 марта по 1 апреля на нескольких десятках выставочных площадок. Тему основного проекта “Примечания: геополитика, рынки, амнезия” раскроют кураторы и художники из 30 стран, признающиеся, что и сами не вполне знают свое место в мире.

20 февраля 2007
По духу и средствам // Игорь Чувилин, "Газета" №32 от 2007-02-21г
В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (Роскультура) вчера состоялась пресс-конференция, посвященная проведению Второй Московской биеннале современного искусства. Организаторы рассказали, какие выставочные площадки Москвы будут заполняться экспозициями в рамках биеннале и сколько денег ушло на весь проект.

9 февраля 2007
Логика потребления // Игорь Гребельников, Ведомости, №23 (1797)
Комиссар второй Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн объясняет “Пятнице”, зачем власть и современное искусство нужны друг другу.

31 января 2007
От диалектики к надстройке // Журнал «Эрмитаж», зима 2006 - 2007
Вторая Московская биеннале современного искусства, которая пройдет с 1 марта по 1 апреля 2007 года, обещает быть главным художественным событием сезона. Помимо того что биеннале вместо зимней стала весенней, отличаться от предыдущей она будет и тем, что международная команда кураторов (которая, как и планировалось, осталась прежней) представит не единый коллективный проект, а ряд индивидуальных выставок. Все они будут объединены темой «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ».

30 ноября 2006
Современная философия и современное искусство // Елена Фанайлова, радио "Свобода"
После международной конференции по философии, политике и эстетической теории мы собрались в клубе «Маяк» с участниками этой конференции и с людьми, которые наблюдали ее со стороны. За нашим столом философ Михаил Рыклин, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук; Артем Магун, политический философ, доцент Европейского университета в Петербурге и Смольного института свободных наук и искусств; художник Анатолий Осмоловский, в 90-е годы член художественной группы «Радек»; Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации, социолог, журналист, политолог и социалист по политическим убеждениям; искусствовед Давид Рифф, вместе с Артемом Магуном они представляют здесь рабочую группу «Что делать?», которая выпускает газету, которая касается искусства, политики, общества, вопросов философии. Ну, и возвращаемся к вопросам философии.

24 ноября 2006
Забег водомерок // Сергей Хачатуров, Время новостей
Теоретической платформой II Московской биеннале современного искусства стала организованная ее комиссаром Иосифом Бакштейном совместно с сокуратором Даниэлем Бирнбаумом и издательской программой «Интеррос» научная конференция «Создавая мыслящие миры».
Собрался цвет российской и западной постклассической и политической философии: Шанталь Муфф, Бернар Стиглер, Валерий Подорога, Жак Рансьер, Саския Сассен, Михаил Рыклин, Борис Кагарлицкий.

17 ноября 2006
В Политехническом музее создают мыслящие миры
В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства в лектории Политехничкского музея пройдет Международная конференция по философии, политике и эстетической теории.

5 октября 2006
Ответная реакция // Елена Пантелеева, L’Officiel, октябрь 2006
Директор франкфуртской галереи Portikus Дэниэл Бирнбаум недавно провел выставку художницы Йоко Оно. Открывая новую экспозицию художницы Франсис Алис, он не боится оценок и точно знает, как выглядит идеальный арт-критик.

5 сентября 2006
Иосиф Бакштейн: Участь современного искусства - заметки на полях.
В самом деле, разговор о кризисе традиционных музеев неминуем. И его предложит как раз Вторая московская биеннале, претендующая на статус главного события начавшегося артсезона. По мнению независимого портала www.artinfo.ru, газета "Время новостей" оказалась лучшей в освещении мероприятий первого форума в 2005 году. Постараемся держать планку и на этот раз. Потому проблемы второй биеналле за полгода до ее начала (намечена с 1 марта по 1 апреля 2007 года) обсуждаем с теми, от кого качество форума зависит напрямую, - с кураторами, коих собрана большая интернациональная команда. Первое интервью мы взяли у Фулии Эрдемчи (см. "Время новостей" от 23 августа). Теперь о готовящемся событии обозревателю Сергею ХАЧАТУРОВУ поведал куратор-комиссар Второй московской биеннале Иосиф БАКШТЕЙН.

5 сентября 2006
В Сингапуре открылась первая Биеннале современного искусства. // Коммерсант
В Сингапуре открылась первая Биеннале современного искусства. Куратором был приглашен известный японский искусствовед Фумио Наньо, а среди участников есть русский художник. Обмениваться опытом в Сингапур отправился художественный руководитель Московской международной биеннале ИОСИФ БАКШТЕЙН.

23 августа 2006
Искусство должно иметь шанс быть скучным // Время новостей
Вторая Московская биеннале современного искусства с планируемым бюджетом в 52 млн руб. откроется 22 февраля 2007 года и будет посвящена теме «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ».
Фулия Эрдемчи, искусствовед и критик из Стамбула, - новый куратор, присоединившийся к компании, которая готовит вторую Московскую биеннале. Она много лет была директором Международной биеннале в Стамбуле, преподавала в университетах в Анкаре и Стамбуле. Если в прошлом году все кураторы Московской биеннале работали над общей выставкой, то в этом году проектов будет несколько. Фулия Эрдемчи и Роза Мартинес, которая, кстати, была куратором 5-й Стамбульской биеннале, вместе работают над выставкой, названной ими «После всего». С Фулией ЭРДЕМЧИ встретилась Фаина БАЛАХОВСКАЯ.

13 июня 2006
Философский взрыв // Михаил Серафимов, «Огонек»

9 июня 2006
Деловая газета «Взгляд»

8 июня 2006
На биеннале будет весело
Так, с шутками и прибаутками, в общем-то и прошла вся конференция. Главной ее задачей было объявить, что биеннале, несмотря ни на какие слухи, состоится.


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей