главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Все биеннальное просто

// Дмитрий Ъ-Зеленцов, Евгения Ъ-Милова, КОММЕРСАНТЪ № 34/П (№ 3610) от 05.03.2007
5 марта 2007

Открытие II Московской биеннале современного искусства стало настоящим светским марафоном, поскольку проходило на трех разных площадках почти одновременно. Истинную мудрость проявил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой: он произнес пламенную речь в ЦУМе, где проходил первый этап открытия биеннале, и больше нигде не появился.

Начало празднества, на которое только официально было потрачено из федеральной казны $2 млн, положил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Его приветственное слово побуждало людей на подвиг: миновать торговые залы ЦУМа и сразу начать осмотр разного рода и качества инсталляций, которые расположились в недостроенных залах магазина. Среди сильных духом оказались галерист Марат Гельман, художник и ресторатор Андрей Бильжо, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, совладелец ЦУМа Леонид Фридлянд, дизайнер Андрей Бартенев, дипломат Ваге Енгибарян. Господин Швыдкой рассказал о подъеме современного искусства на небывалые доселе высоты и призвал участников отказаться от пережившей себя идеи андерграунда в их актуальном творчестве. В это время госпожа Свиблова и господин Фридлянд с неподдельным любопытством с разных сторон рассматривали некое произведение в виде гипертрофированных женских половых органов. Через несколько минут инсталляция начала шевелиться, а Михаил Швыдкой закончил свою речь.

Спустя час открытие биеннале вошло во вторую фазу. Те же действующие лица минус господин Швыдкой появились у подножия башни "Федерация" комплекса "Москва-Сити". На двадцатом этаже башни президент компании Mirax Group Сергей Полонский с живым интересом уже разглядывал экспонаты. Ему, как владельцу недостроенной башни, удалось первому воспользоваться подъемником, у которого впоследствии образовалась давка. В ней поучаствовали глава фонда "Наш выбор" Ирина Хакамада с супругом, совладелец компании "Вимм-Билль-Данн" Сергей Пластинин и один из организаторов мероприятия Федор Павлов-Андреевич в окружении зарубежных гостей. Гости немедленно провели ревизию всех четырех этажей, выделенных под экспозицию. Госпожа Хакамада даже составила на основании своих впечатлений вывод, какой подарок сделать свекрови на день рождения. Чувствовавший себя как дома господин Полонский обратил внимание на работающего спящим негром чернокожего юношу и прагматично поинтересовался, нужно ли его кормить в течение тридцати дней, что будет длиться выставка. Узнав, что просто необходимо, Сергей Полонский поскучнел и отправился к панорамной стеклянной стене любоваться видами Москвы, а затем и вовсе удалился в свой офис.

Ближе к полуночи все отправились в ресторан Bon, дизайн которого придумал Филипп Старк. Гостям не хватало стульев, столов, вешалок в гардеробе. За столами сидели люди в разной степени от современного искусства далекие: телеведущая Сати Спивакова, владелица медиахолдинга "Совершенно секретно" Вероника Боровик-Хильчевская, солист группы Hi-Fi Митя Фомин, опять-таки госпожа Хакамада. В остальном ресторан был под завязку забит людьми, не известными ни светскому обществу, ни современному искусству. Коллекционеры современно искусства (впрочем, тоже неизвестные широкой общественности) жались по углам. Ждали председателя совета директоров группы компаний "Русский стандарт" Рустама Тарико. Господин Тарико в итоге не пришел, но предоставил черную икру. Деликатес лежал между крыльями ледяных фигур в форме лебедей. Тут же лежали сухарики черного хлеба и стояла водка "Русский стандарт". В борьбе за черную икру приглашенные толкали друг друга локтями и топтали каблуками, копошились вокруг стола в надежде найти еще какое-нибудь угощение. В мрачноватых интерьерах ресторана Bon это выглядело как еще одна инсталляция, созданная по мотивам ужасов светской жизни. Появление галериста Марата Гельмана, а после и комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, увы, общей картины не изменило.

Присутствовавшие рассказывали друг другу, как им неприятно все происходящее вокруг, и порывались уйти. "Останьтесь, Федя (господин Павлов-Андреевич.–Ъ) обещал привезти Блаватника (совладелец "СУАЛ-холдинга" Леонард Блаватник.–Ъ)!" – останавливали друг друга гости, предвкушая новое развлечение. Федор Павлов-Андреевич действительно привез господина Блаватника, которого тут же усадили за стол, так и не занятый господином Тарико. Господин Блаватник поулыбался минуты три всем, кто пытался всучить ему визитки, буклеты и какие-то книги о самопознании. Наконец ему это надоело. "Ну все, хватит, закончили!" – решительно сказал он и сел на диван рядом с госпожой Свибловой, с которой и провел остаток вечера. Когда они покидали ресторан, ледяные лебеди с прилипшими к крыльям икринками уже вовсю таяли.

Оригинал статьи

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей