главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

"Амнезия": вид сверху

// Сергей Сафонов, "Газета" №39 от 05.03.2007г.
5 марта 2007

Открылся основной проект II Московской биеннале современного искусства Как и было обещано, с началом весны первых пытливых посетителей приняли обе площадки, отведенные для демонстрации основного проекта очередной столичной биеннале с подзаголовком «Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Предварительно ее устроители старательно ретранслировали слова своего комиссара Иосифа Бакштейна о том, что «заявленная тема «Примечаний» отсылает прежде всего к проблеме поиска места, которое пытается занять современное искусство в современном мире в качестве универсального комментария к происходящему в окружающей действительности». На деле же «поиск места» свелся к освоению территорий, которые не только не были прежде замечены в московском выставочном контексте, но даже сам факт их физического существования был публике неведом. Первая территория - заднее, только что возведенное со стороны Кузнецкого моста крыло ЦУМа. Проникать туда следует с Неглинной улицы, но не в дверь с начертанной рукой безымянного гастарбайтера кривоватой надписью «закрита», а через уже почти цивильный подъезд. Затем надо миновать торговый зал и подняться на лифте на верхний этаж. Там в полумраке и бетонной пыли размещены несколько проекторов, экранов и мониторов, с помощью которых демонстрируется коллективная работа «США: американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия». Над формированием довольно-таки невнятной подборки трудились три приглашенных куратора - Даниель Бирнбаум, Гуннар Кваран и Ханс-Ульрих Обрист. Боюсь рекомендовать это анемичное зрелище всем, кроме особо истовых поклонников малобюджетного видеоарта, который за недолгое время своего существования сумел выработать множество канонов, главный из которых - действие на экране не должно быть увлекательным. Впрочем, тут же можно увидеть видеоинсталляцию «Восемь докладов, прочитанных на Международной конференции по философии, политике и эстетической теории "Создавая мыслящие миры». Дело сводится к тому, что выступления Бориса Кагарлицкого, Михаила Рыклина, Молли Несбит, Жака Рансьера и других участников мероприятия, предварявшего нынешнюю биеннале, можно просмотреть на сгруппированных мониторах «на трех уровнях восприятия»: в обычном, ускоренном и даже обратном режимах.
Более архаичные экспонаты основного проекта вроде трехмерных инсталляций, объектов или даже крупноформатной акриловой живописи сосредоточены на 19--21 этажах башни «Федерация», возводимой в «Москва-Сити». Здесь трудились приглашенные кураторы Яра Бубнова, Николя Буррио, Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи, их экспозиции именуются соответственно «История в настоящем времени», «Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов» и «После всего». Также некий фонд «Русский век» и куратор Марина Гончаренко демонстрируют в башне «Федерация» подборку более или менее станковых работ «Через "картину». Участие художников из России во всех этих проектах минимально, а имена большинства западных авторов мы, скорее всего, впоследствии не услышим. Зато увлекательными могут показаться путешествие на настоящую стройплощадку, подъем вместе с рабочими во внешнем подъемнике (лифты в недостроенном здании пока не работают), а также панорама Москвы с высоты птичьего полета. Так сегодня выглядит город, который в течение ближайшего месяца постарается полюбить современное искусство в его международных кондициях.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей