главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Современное искусство атакует Москву

// Дарья Ли, Радио «Маяк», 01.03.2007
1 марта 2007

1 марта состоялось официальное открытие основного выставочного проекта Второй Московской биеннале современного искусства (экспозиция в ЦУМе и в башне "Федерация"). Накануне журналисты имели возможность наблюдать за тем, как монтируется основной проект. Рассказывает Дарья Ли.

ЛИ: Для того чтобы увидеть основной проект биеннале, нужно в первом случае – пройти через отдел детской одежды в реконструируемую зону четвертого этажа ЦУМа, а во втором - пересечь стройплощадку башни «Федерация» - надеть строительную каску и на внешнем лифте подняться на двадцатый этаж строящегося здания. И то и другое - бесплатно, и то и другое - для жителя мегаполиса - праздничная возможность. И то и другое рассчитано на неспецифического потребителя современного искусства, скорее на фланера, склонного к созерцанию городского праздношатающегося.

Поддержка биеннале - часть государственной политики в сфере культуры, цель - интеграция российского современного искусства в мировой процесс, эдакий обучающий тренинг разговора на современном языке, понятном и жителю США, и жителю Восточной Европы, и Китая. Тем важнее, как кажется, функция переводчика и комментатора. Хотя современное искусство, по мысли комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, само является комментарием на полях жизни общества. Поэтому основной проект так и называется "Примечания: геополитика, рынки, амнезия".

Это сложное название - не столько предложение обобщить и рационализировать социальный и политический опыт, сколько идеальная конструкция для написания успешной заявки на грант или для светского разговора в международной компании.

Все по отдельности очень важно: и рынки, и геополитика, и память. Почему же ничего в итоге непонятно ни про рынки, ни про геополитику, ни про память, так это потому, что отношение ко всем этим темам у художника такое необязательное - даже не комментарий, а примечание.

На стадии монтажа выставки - еще не очень понятно, затруднят ли себя организаторы каким-то сопутствующим понятным комментарием к попыткам художников комментировать жизнь общества. Хотелось бы.

У основного проекта пять кураторских подпроектов, и каждый из кураторов выбрал из сложного названия какое-нибудь одно слово. Кураторы Даниель Бирнбаум, он участвовал и в прошлой Московской биеннале, и Ханс Ульрих Обрист ключевым для себя сочли слово «примечание». Их экспозиция на четвертом этаже ЦУМа посвящена молодому американскому видеоискусству. Они считают, что художник сегодня пользуется видео, как раньше карандашом, для того чтобы делать быстрые наброски.

В результате вниманию зрителей предлагается много необязательного и молодого искусства из американских центров современного искусства: Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Портленда и Майами. Это единственный проект, выставленный в ЦУМе, для всего остального нужно стремиться к станции метро «Международная».

Иосиф Бакштейн, кураторский проект которого выставлен в башне «Федерация», также сосредоточен на определении искусства как комментария. Его проект называется "Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма".
Яра Бубнова решила писать примечания к теме "Амнезия". Как резидент восточноевропейской страны Болгарии она собрала работы представителей не доминантной европейской культуры, по ее выражению, региона сомнительной оригинальности. Из русских художников в этом контексте выставлены Диана Мачулина и Айдан Салахова.

Куратор Николя Буррио собрал примечания к теме "свободного рынка" - он взял работы художников, которые описывают процессы капиталистической экономики, работая с брендами, логотипами, имиджами звезд.

И, наконец, кураторы Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи назвали свой проект "После всего", и он скорее посвящен геополитике. Из русских художников здесь выставлены работы известных археологов советского опыта - Ольги Чернышовой и Сергея Браткова. Они соседствуют с работами других художников из так называемых стран третьего мира: Боливии, Ирана, Афганистана, Бразилии, Кубы и Турции.

Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн надеется, что на выходе из башни «Федерация» публика найдет ответ на вопрос: выживает ли художник как вид в качестве субъекта политической и социальной критики сегодня или нет.

28 февраля в рамках 2-й Московской биеннале в ЦДЛ начались показы фильмов Мэтью Барни, звезды современного видеоарта. А далее одна за другой будут открываться выставки специальных приглашенных гостей биеннале. Среди них Даррен Алмонд, Пипилотти Рист, Вали Экспорт, Лука Панкрацци, Йоко Оно, Виталий Комар и Александр Меламид.

Самый многообещающий отечественный спецпроект, кроме уже открывшегося проекта Олега Кулика "Верю", - "Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае" откроется 2 марта в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей