главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

«Московская биеннале смеется над потребителями и политиками»

// София Кишковски, «Геральд Трибьюн», 9 марта 2007
9 марта 2007

МОСКВА: Скорее искусство хождения по магазинам, чем само искусство, занимает мысли посетителей Торгового Центра ЦУМ, большого московского универмага, но их может ожидать сюрприз, если они завернут за угол неподалеку от стеллажей с детской одеждой от Армани и Мисс Блюмарин.

Неопределенного вида белая дверь открывается, и за ней оказывается бетонный зал с десятками экранов, демонстрирующих в непрерывном режиме американское видеоискусство в какофонии изображения и звуков. Видеокартины, некоторые из которых служат комментарием потребительской культуры, является частью основного проекта Второй московской биеннале современного искусства, озаглавленной «Примечания: геополитика, рынки, амнезия».

Данная биеннале задумана как пять независимых проектов восьми международных кураторов, среди которых Роза Мартинес и Даниэль Бирнбаум, работавшие кураторами на Венецианской биеннале, и Фулия Эрдемчи, возглавлявшая Стамбульскую биеннале с 1994 по 2000 гг.

Весь четвертый этаж нового незаконченного крыла ЦУМа, включая строителей, непрерывно сверлящих стены, был оккупирован биеннале, которая открылась 1 марта и будет продолжаться до 1 апреля. На других выставочных площадках Москвы также открылись десятки специальных и параллельных проектов. Два проекта специальных гостей биеннале, Йоко Оно и Роберта Уилсона, будут выставлены позже этой весной после закрытия главного фестиваля.

В экспозиции используется не только помещение, но и звуковая система магазина. Лекция Джорджио Агамбена, итальянского философа, о религиозных корнях современной экономической системы транслировалась на выставке в течение одного дня (на итальянском, правда, с русским переводом).

«Покупательницы, наверное, так и не догадались, что на них обрушилось», - сообщил Иосиф Бакштейн, заместитель директора РОСИЗО, Государственного музейно-выставочного центра и комиссар биеннале. Да и Агамбен, по словам Бакштейна, не знал, что будет выступать в универмаге.

Торжественное открытие биеннале состоялось 1 марта в отделе косметики универмага: там выступили с речами Михаил Швыдкой, директор Российского федерального агентства по культуре и кинематографии, подразделения Министерства культуры, представители города и представители посольства США. Экспозиция американского видеоарта приехала в Россию как раз тогда, когда обе страны собираются отметить двухсотлетие установления дипломатических отношений.

Российское правительство выделило 52 миллиона рублей, или около 2 миллионов долларов, на основную программу биеннале. Владислав Сурков, заместитель главы администрации президента Владимира Путина, описал это событие в своем выступлении для каталога биеннале «как важную часть культурной политики демократической России». Он добавил также: «Мы считаем важным для современного искусства поддерживать диалог с обществом. Мы заинтересованы не только в создании художественного контекста и творческой среды, мы стремимся также поддерживать гуманитарный потенциал искусства».

Одним из самых поразительных событий биеннале стала не ее главная программа, а один из специальных проектов. Это обширная ретроспектива соцарта, подпольного варианта советского поп-арта, в экспозиции которого присутствуют работы Виталия Комара и Александра Меламида, способствовавшие разрушению советского режима. Как это ни удивительно, экспозиция Государственной Третьяковской галереи включает также постсоветский соцарт, вызвавший неприязнь в путинской России и спровоцировавший вспышки гнева во время первой биеннале.

Представленные в экспозиции работы включают комический фотоколлаж группы «Синие носы», где изображены Путин, Усама бен Ладен и президент США Джордж Буш, отдыхающие в шортах, как какие-нибудь российские пьяницы. Коллаж этот висит рядом с новой видеоинсталляцией, где запись видео ряда новогоднего обращения Путина сопровождается издевательским смехом.

Выставка российского соцарта плавно переходит в выставку китайского политического искусства с полным залом крайне непочтительных изображений Мао. Россия отмечает Год Китая целой серией культурных мероприятий.

Главные выставочные площадки биеннале, как и большая часть произведений искусства, можно рассматривать как комментарий к траектории развития России. Первая биеннале была организована в бывшем Музее Ленина, чьи хранилища битком забиты бюстами основателя советского государства – тогда российское правительство весьма осторожно отнеслось к идее, хотя и предоставило финансовую поддержку, однако никакой спонсорской помощи от богатых новых русских она не получила.

Теперь главными выставочными площадками являются ЦУМ, принадлежащий компании Меркьюри, российскому дистрибьютору импортных предметов роскоши, и башня Федерации, комплекс небоскребов, названный высочайшим в Европе, строящийся в Московском Сити, который в будущем станет новым деловым центром российской столицы.

Обе выставочные площадки вызвали серьезную критику. В ЦУМе набор одновременно работающих видеоэкранов вызывал какофонию изображений без звука, по представлениям московской художественной критики. Многие также жаловались на трудности прохода через строительную площадку по пути в башню Федерации. Критики также сочли данную выставку аморфной.

«Выставка эта оказалась хаотичной и невнятной, в ней категорически отсутствовала ясность идеи и точность смысла», - писал Сергей Соловьев в «Новых известиях», московской газете.

Бакштейн, комиссар биеннале, прославился еще в сфере подпольного советского искусства, он же был организатором и координатором первой биеннале. По его мнению, данные выставочные площадки являются логичным этапом в развитии России и ее сферы искусства.

«Метафорически Музей Ленина был прощанием с прошлым, а строительная площадка словно зовет в будущее», - говорит он. «Здесь также просматривается отношение между недвижимостью и искусством. Это как в нью-йоркской Ист Виллидж. Там поселяются художники, потом цены на недвижимость растут, художников выселяют, и им приходится перезжать в другие места. Подобная диалектика отношений между рынком недвижимости и искусством свойственна многим странам».

Эта метафора лучше всего применима к Винзаводу, где когда-то производились спиртные напитки, а сейчас его открыли заново как выставочный центр, и открытие это совпало с биеннале. Это самая крупная победа не сегодняшний день на поле борьбы за превращение бывших промышленных зданий Москвы в художественные галереи. Торжественное открытие Винзавода было наполнено духом вольной вечеринки братства художников, где льются реки пива и дешевого вина, а толпы посетителей готовы снести ворота.

Некоторые из выставок Винзавода стали островками спокойствия, даже таинственности, например, «Верю», куратором которой был Олег Кулик, художник, известный своими собачьими перформансами.

Бакштейн легко отмахивался от укусов критиков, отмечая изменения в российской сфере искусства с конца предыдущей биеннале, когда богатые россияне были слишком увлечены искусством XIX века и боялись политических рисков, связанных с поддержкой современного искусства и биеннале.

В этот раз, по его словам, частные спонсоры предоставили 500 000 долларов финансовой помощи основному проекту биеннале и финансировали специальные проекты, например, ретроспективу фильмов Мэтью Барни. Жанна Буллок, россиянка по рождению, специалист по строительству, которая живет одновременно в Москве и в Нью-Йорке, привезла фильм – и самого художника – в Москву по предложению Томаса Кренца, директора нью-йоркского музея Соломона Гуггенхайма, заплатив за это 150 000 долларов. Буллок создала фонд, который вывез 20 работ российских художников на ярмарку Арт Базель в Майами; она также собирается спонсировать выставку Барни на будущей Венецианской биеннале.

По словам Бакштейна, Стелла Кэй, московский коллекционер искусства, которая недавно превратила свою коммерческую галерею в фонд поддержки современных художников, отвергла его просьбу поддержать биеннале.

Однако во вторник она организовала в своем помещении лекцию Роджера Бургеля, художественного руководителя кассельской «Документа 12» в Германии, для коллекционеров и журналистов.

А за зданием бывшей штаб-квартиры КГБ на Лубянской площади Владимир Семенихин, строитель-магнат, который живет одновременно и в Москве, и в Монако, открыл оборудованную по последнему слову техники галерею, где выставил свое собрание русского искусства XX века, которым он часто делится с Третьяковской галереей.

Теперь, по словам Бакштейна, в Москве имеется порядка 500 коллекционеров современного искусства.

«Такова логика потребления», - говорит Бакштейн. – «Что такое богатый русский? Это значит, что у человека уже есть квартира в Москве, машина Бентли, дача на Рублевке, дом в Лондоне, вилла на Сардинии и яхта. Ему осталось только начать покупать современное искусство».

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей