главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Учреждения размножения

// Никита Алексеев, Gazeta.ru, 09 марта 2007
9 марта 2007

В недавно созданной галерее «ВХУТЕМАС» (в здании МАРХИ) – один из самых интересных спецпроектов 2-й Московской биеннале, выставка «РодДом». В ней участвуют многие из наших ведущих архитекторов, архитектурные бюро «Проект Меганом» и «Обледенение архитекторов», а также западные звезды – Рауль Буншотен, Адриан Гезе, Лауридс Ортнер, Хани Рашид и Гэри Чанг.

Эта выставка вроде бы посвящена роддомам, что занимательно само по себе. Ведь когда-то родильные дома возникли как учреждения для тех, кто хотел рожать в тайне и часто бросал младенца – приличные женщины рожали дома.

А ныне роддома – это нечто вроде конвейерного производства, где к новорожденным, чтобы их не перепутать, прицепляют бирки с именем и номером. Заметим, это отчасти роднит роддома с другими важными учреждениями – местами заключения и моргами, где к объектам содержания также прикрепляют идентификационные бирки.

На самом деле тема выставки куда глубже. Ее куратор Юрий Авакумов говорит: «Название выставки – это метафора формы для рождения новой формы». То есть речь идет о формотворчестве как таковом, а хороший архитектор, даже если он решает совершенно конкретные и утилитарные задачи, формотворчеством, прежде всего, и занимается.

Участники выставки – и успешно строящие архитекторы, и те, кто в основном заняты чисто концептуальной деятельностью. Но каждый, задумавшись на предложенную тему, по-своему создает образ рождающегося, живущего полноценной жизнью, дряхлеющего и умирающего дома.

Евгений Асс, выступив в роли современного папы Карло, а заодно иронизируя над стандартной современной архитектурой, создал «Хай-тек Буратино» – грубо вытесанный, но удивительно изящный прямоугольный чурбан. У Авакумова – «дом МАТРЕШКА», объект абсурдный, при этом ясно говорящий о том, что любое здание – это не просто некая пространственная конструкция, имеющая какую-то функцию, а нечто, состоящее из вложенных друг в друга смыслов. У «Обледенения архитекторов» – «Яйцеклетка», башенка из картонок для яиц.

Ну да, а чем являются наши многоэтажки, как не блочными или монолитными клетками, куда напиханы люди-яйца?

У Буншотена – цементные блоки, скрепленные веревками, а у Бродского – два вручную слепленных кирпича из необожженной глины, один снабжен выступами, другой впадинами. Соединил – разъял, разъял – соединил снова, и так на протяжении почти всей истории человечества…

Хани Рашид показывает вполне реальный проект, макет «Даймлер-Хауса». Однако это здание, предназначенное для транснациональной корпорации, задумано как склонный к постоянным трансформациям организм. Объект Кузембаева состоит из разноцветных пластмассовых коробочек, в которых что-то растет, не то трава, не то водоросли, а у Башаева – куб, стороны которого состоят из экранчиков, на которых, мигая, возникают изображения шедевров архитектуры от пирамиды Хеопса до сооружений современности. И так далее.

Какое, собственно, это имеет отношение к реальным зданиям, в которых нам жить и работать, спросите вы? Но в том и дело, что если мы хотим существовать в гуманной архитектуре, не похожей на конвейерные роддома, нам надо полагаться на архитекторов, способных мыслить остроумно и парадоксально. Иначе ничего, кроме того, что предлагают нам всевозможные застройщики и риэлтеры, мы еще долго не увидим.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей