главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Пень, как у людей

// Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
22 марта 2007

2-я Московская биеннале современного искусства своим определением "биеннале", обозначающим некое продолжение арт-фестиваля ("биеннале" - это то, что периодически проводится раз в два года), подтвердила интерес (государственный, публичный, профессиональный?) к самому феномену этого самого "современного искусства". Будет? Будет, слава богу. Если уже второй раз - то продолжение должно последовать.

В башню "Федерация", где развернуты выставки международных кураторов-звезд, специально ездят на новом и пока ненужном метро. В ЦУМ с видеоинсталляциями ходят не только состоятельные носители (в буквальном смысле) модной одежды, но и любители новых технологий, для которых термин "носитель" не обозначает дорогой пиджак или прозрачное белье. По разным галереям, выставочным центрам и даже экстремальным площадкам вроде недавно открывшегося "Винзавода" бродят интересующиеся чем-то необычным.

В сущности, ничего необычного-то и нет. Происходит вполне цивилизованный процесс. Москва включилась в мировую структуру, в которой необходимо наличие музея современного искусства, биеннале современного искусства, галерей современного искусства, современных художников, арт-дилеров, критиков etc.

Будем думать, что случилось.

И тогда, коли считать Москву одной из мировых столиц без учета этнографических особенностей и желая долгие лета нашей биеннале, подойдем к ней с европейским, "гамбургским", счетом.

Одной из заявок биеннале была бесконечная русская патриотичность: мол, мы в специальной программе покажем много отечественных художников. "Патриотический проект" - говорил на страницах нашей газеты комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. Ну показали. Символом является работа Михаила Косолапова в самой башне: пень, висящий на рыболовных лесках. Красиво, интересно сделано - и бессмысленно. Так же и другие российские проекты в музеях и галереях.

В соответствии с международным форматом ввели категорию "специально приглашенная страна-гость". Что, впрочем, больше соответствует жанру книжных ярмарок. Этим гостем оказались плодовитые китайцы (правда, как неофициальная делегация), показавшие себя и в Третьяковке, и на "Винзаводе". Только мода на "братьев навек" на международной арт-сцене еще держится, хотя пик ее пришелся на прошлое пятилетие. Вещи ценные, но продающиеся в сток-центрах.

Открытия проектов биеннале размазали не только по всей Москве, но и по календарю. Обычный график вернисажей осилит не всякий идущий. А вот Боба Уилсона и Йоко Оно ждем вообще тогда, когда о биеннале не всякий вспомнит.

Специальная программа биеннале включила в себя столько галерейных челночков, что их общая масса способна утопить корабль. Который в данном случае готов затонуть и сам по себе.

Тем не менее пусть корабль плывет. И мы на этой полосе выбрали самые лучшие проекты биеннале.

Только надо еще навести порядок в самой Москве. А то неудобно перед западными гостями, продирающимися к башне "Федерация" через привычную нам помойку.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей