главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

За гранью дивного нового мира
Искусство новых технологий в Объединении "М'АРС"

// Ната Морозова, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г
22 марта 2007

Всеобщая компьютеризация придала новым технологиям тотальный характер, уравняв офисного служащего с современным художником - во всяком случае, в инструментариях. Поэтому вот уже четвертый раз фестиваль цифрового (то есть компьютерного) искусства "Аrt Digital", проходящий под кураторством Антонио Джеуза, пытается определить зону прекрасного в современном мире, выделив из цифровых пользователей тех, кто, по определению соотечественника Джеуза, известного итальянского философа Джорджо Агамбена, готов "приостановить деятельные функции языка для другого использования". В этом году фестиваль, проходящий в Объединении "М'АРС" в Пушкаревом переулке, включен в программу 2-й Московской биеннале современного искусства.

Тема "Аrt Digital-2006" (выставка делается по итогам минувшего года) - "пограничное состояние". На первый взгляд явный поэтизм, от которого так пытались уйти кураторы основной программы биеннале, выбрав ее темой намеренно "инвентаризационное" перечисление: "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". Однако "пограничное состояние" - медицинский термин, психиатрический диагноз. Кстати, болезнь куда легче излечимая, чем та же амнезия. Поисковые системы предлагают ссылки, описывающие "пограничное состояние" как психическое нарушение, стирающее границы между воображаемым и реальным, сознательным и бессознательным. Это выключение мозга человека из автоматизма восприятия, причинно-следственных связей и пр. предлагалось исследовать участникам проекта.

Часть экспозиции в "М'АРСЕ" посвящена проблемам юзеров с их интернет-зависимостью, а значит, критике виртуальных симулякров. Главным объектом иронии стали компьютерные игры - "диснейленды" для узников офисов. И хотя в кураторском тексте подчеркивалась прикладная роль этих занятий, далеких от искусства, тем не менее работы превратили проект в апологию субкультуры, рожденной новым поколением. Технологии победили художников. Впрочем, не всех. Некоторые принципиально выбрали минималистический стиль, чтобы выразить свое "фи" компьютерной эпохе.

Игра со зрителем затеяна в изящной звуковой инсталляции Авдея Тер-Оганьяна. Художник приглашает присесть на диван, взять один из листов пузырчатого материала из тех, что служат для упаковки оргтехники, и "повеселиться от души, раздавив столько пузырьков, сколько пожелаете". Лежащий рядом микрофон сделает слышимым ваше "веселье". Проект можно срифмовать с видео "Гимн", транслируемым напротив. Илья Чичкан вопит "Еще не умерла Украина" (иронический парафраз польского гимна "Еще Польска не сгинела"), пуская изо рта мыльные пузыри. Лаконичная работа. Но сильнее звучала бы без явного политического подтекста. Еще одно "пограничное состояние" предлагает пережить видеоинсталляция "Оборона" группы "Синий суп". Работу монтировали долго. Уж и выставка открылась. А растворившийся в предрассветном тумане горизонт не хотел проявиться в выставочном пространстве. Наконец, все встало на свои места - глухие выстрелы, бесконечная панорама, белесая взвесь. Здесь наше все: и Пушкин, и Онегин, и дуэль, и 1812 год, и утиная охота - не то в тургеневском, не то в вампиловском смысле.

Игра со зрителем затеяна в изящной звуковой инсталляции Авдея Тер-Оганьяна. Художник приглашает присесть на диван, взять один из листов пузырчатого материала из тех, что служат для упаковки оргтехники, и "повеселиться от души, раздавив столько пузырьков, сколько пожелаете". Лежащий рядом микрофон сделает слышимым ваше "веселье". Проект можно срифмовать с видео "Гимн", транслируемым напротив. Илья Чичкан вопит "Еще не умерла Украина" (иронический парафраз польского гимна "Еще Польска не сгинела"), пуская изо рта мыльные пузыри. Лаконичная работа. Но сильнее звучала бы без явного политического подтекста. Еще одно "пограничное состояние" предлагает пережить видеоинсталляция "Оборона" группы "Синий суп". Работу монтировали долго. Уж и выставка открылась. А растворившийся в предрассветном тумане горизонт не хотел проявиться в выставочном пространстве. Наконец, все встало на свои места - глухие выстрелы, бесконечная панорама, белесая взвесь. Здесь наше все: и Пушкин, и Онегин, и дуэль, и 1812 год, и утиная охота - не то в тургеневском, не то в вампиловском смысле.

А в соседнем зале наконец-то внятный разговор о формообразовании. Световая скульптура-видеоинсталляции Нели и Романа Коржовых "Потоки и ступени". Сразу ощущается другая школа, другой подход, отсылающий к поискам Баухауза и конструктивистов. Упругая калька ограничивает пространство перевернутой пирамиды. Чтобы потом потоки света - проекция воды - скользили по граням, очерченным в бесконечности пространства и времени. Световое насыщение буквально изменяет окружающее - его физические характеристики и свойства. "Нам нравится работать с большими объемами, геометрическими формами, сконструированными из кальки. На ее поверхность легко ложится свет. Сейчас этим светом является вода", - объясняют художники.

Кстати, междисциплинарные работы, превозмогающие компьютерное засилье, - пожалуй, самая удачная установка "Аrt Digital-2006". Глядя на них, задаешься вопросом: как сохранить творческое, работая с дурацкой машиной? И как избежать "диснейленда"?

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей