главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Кто боится Вали Экспорт?
Выставки австрийской феминистки в ГЦСИ и Фонде "Екатерина"

// Михаил Боде, Культура, №11 (7572) 22 - 28 марта 2007г.
22 марта 2007

Вали Экспорт приводит в оторопь. Кажется, что если не все, то уж очень многое из того, что наработало за несколько десятилетий наше современное искусство, давно было сделано этой австрийской художницей. В одиночку. Эксгибиционистские акции протеста нонконформистов Риммы и Валерия Герловиных, провокационные стриптизы Алены Мартыновой, выгуливания "человека-собаки" Олега Кулика, мазохистские, травматические опыты Александра Бренера, Олега Мавромати и Елены Ковылиной - все это еще в конце 1960-х - начале 1970-х годов проделывала бывшая фотомодель Вальтрауд Ленер, взявшая псевдоним Вали Экспорт (VALIE EXPORT). Свое артистическое имя она сочинила наподобие trade mark - как псевдологотип марки сигарет "Smart Export". Фотомонтажи по принципу раппорта, включение графических артефактов в фотографию, документация концептуальных действий - эти приемы, обкатанные бывшей помощницей режиссера, оставившей кино ради современного искусства, может быть, тоже были импортированы из Вены? Впрочем, австрийский куратор выставки Хедвиг Заксенхубер высказался по поводу этого бросающегося в глаза подозрительного сходства более дипломатично: "Феномен московского концептуализма 1970-х и 1980-х годов и радикальные акции столичных художников после развала советской империи могут образовать своего рода параллель к работам Вали Экспорт".

В своем творчестве Вали Экспорт тугим узлом связала радикальные тенденции кануна знаменательного мая 1968 года: молодежный нигилизм, воинствующий феминизм и прилив новой волны авангардизма. И при этом бросила этот спутанный клубок проблем прямо в толпу, на улицу, где по большей части и проходили ее перформансы. Впрочем, публика не оставалась в долгу - однажды художнице здорово досталось пивной бутылкой по голове. Австрийское общество, знавшее в начале XX века свободу нравов и вольнодумство, после войны заметно поправело, переусердствовав в охранительном консерватизме. Вали Экспорт ринулась опровергать черствость клерикалов-моралистов, "ханжество самцов" и в целом социальную репрессивность. Главным образом она ополчилась на положение: "Телу женщины разрешается функционировать лишь тогда, когда это нужно мужчине или обществу". И тут сильному полу изрядно досталось от внешне привлекательной и дерзкой провокаторши. Как раз в 1968-м она представила на улицах Вены и Мюнхена акцию-аттракцион "Кино касание". Облачившись в картонную коробку с прорезями, художница предлагала прохожим запустить туда руки и вслепую пощупать свою обнаженную грудь. Протест против спекулирующей на женском теле киноиндустрии имел успех у мужчин. На следующий год Вали Экспорт прошлась, собственно, уже по кинозалу. В джинсах, разорванных в "седле", и с автоматом наперевес. Надо понимать, "стволу" придавалось особое значение. Выпущенная в виде постера, эта фотография (названная, как и акция, "Генитальная паника") была расклеена в общественных местах Вены. Она вообще стала своеобразной визитной карточкой художницы, представляя ее как хулиганку, сбежавшую из добропорядочной семьи в промзону, или как байкершу с журнальной мордашкой.

Как требовал феминистский дискурс, Вали Экспорт подменяла собой, "домохозяйкой с пылесосом", ренессансных мадонн (разумеется, на репродукциях), в перформансах представлялась "девочкой для битья", а в рисунках - "малышкой", видящей подозрительные сны о взрослых. Последний вид творчества с головой выдавал жительницу Вены, родины знаменитого доктора Фрейда. С течением времени силы и выносливость художницы стали натурально убывать. Автомат сменился кинокамерой, а затем и более продвинутой и необременительной аппаратурой.

Тем удивительнее то, что к своей московской ретроспективе Вали Экспорт снова вытащила "ствол", правда, российского происхождения. И более того - "стволы", собрав из них башню-этажерку "Kalaschnikow", стоящую в поддоне с нефтью. Послание это столь же глубокомысленно, как почтовый штемпель. Единственно, адрес перепутан. Эта открытка (иначе нельзя назвать эту сугубо декоративную инсталляцию) явно пришла не туда, куда следует: не на тот Восток. А "гасить" ее "калашниковыми", право слово, - аттракцион для туристов. Надо заметить, что подобных месседжей на нынешнюю биеннале пришло на удивление много. В основном они попали в Музей современного искусства на Петровке, в "ящик" выставки "Petroliana. Нефтяной патриотизм". Там тоже нефтяной поддон, но уже занимающий целый зал.

Что же касается Вали Экспорт и ее инсталляции, то, можно сказать, Москва помогла ей вспомнить об изначальной профессии. Ведь по первому образованию она - художник-декоратор.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей