главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Музейно-выставочная афиша. 11 – 12 марта 2007 г.

// Радио Культура
11 марта 2007



Здравствуйте, в студии Ольга Дубицкая.

Рекомендую посетить выставку «Урбанистический формализм», которая открыта в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке.

Этот специальный проект Второй московской биеннале современного искусства объединяет работы 9 художников и художественных групп из Москвы и Самары. Термин «формализм» в названии выставки отсылает нас к советской эпохе, когда для официозной критики он воплощал все буржуазное, чуждое и антинародное в искусстве. Для участников движения советского нонконформизма слово «формалист» было не обвинением, а напротив, похвалой. В современной ситуации, как считают куратор и участники проекта «Универсальный формализм», приверженность формальному методу позволяет художнику сохранить независимость от давления арт-рынка и противостоять «гламуризации» искусства.

Выставка в Музее современного искусства демонстрирует в едином пространстве девять проектов, которые были показаны один за другим в течение прошлого года в залах фонда «Современный город». Первый проект – «Cover или Покрытие» Антона Литвина встречает посетителей у дверей музея – красная дорожка из наждачной бумаги поднимается по лестнице на второй этаж и подводит зрителей ко второй части инсталляции – продолжению ковровой дорожки и лестницы, нарисованным на стене музея. В своей инсталляции Литвин исследует феномен подмены – реальности иллюзией, объема плоскостью, «естественного» материала – ковра – материалом лишним «наждачной бумагой».

Инсталляцию «Эшелон», совмещающую видео и трехмерную анимацию, представила группа «Синий суп». На противоположных стенах темного помещения на двух экранах транслируется изображение поезда, увозящего в даль таинственные предметы. Эти неясные продукты человеческой культуры отправляются в бесконечное путешествие в никуда.

В своей работе «Топ-модель» художница Ирина Корина противопоставляет человека и вещи, его порабощающие. Главная героиня проекта – модель сотового телефона, появляется в серии рисунков Кориной, которые изображают гламурные символы богатства и успеха, второй частью инсталляции стала гротескная упаковка от телефона.

Давид Тер-Оганьян представил в рамках проекта «Урбанистический формализм» две мини-выставки: «Набор цветов» и «Зеленая комната». В «Наборе цветов» художник объединяет формальный прием засвеченного фотоизображения и цветной бумаги, как бы проявляя цвета в их различных градациях. В «Зеленой комнате» художник использует белые грунтованные холсты и зеленый свет ламп, таким образом, создавая оригинальную монохромную живопись.

В рамках проекта «Урбанистический формализм» можно также увидеть видео-инсталляцию самарского художника Владимира Логутова «Ожидание», проекты Виктора Алимпиева, Анатолия Осмоловского, группы «Обледенение архитекторов». Выставка продлится в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке до 1 апреля.

12 марта 2007 г.

Здравствуйте, в студии Ольга Дубицкая.

Любителям видеоарта рекомендую посетить выставку «Пограничное состояние», которая открыта в рамках Второй московской биеннале современного искусства в центре «МАРС» .

На выставке представлены видеоработы современных художников из России, Грузии и Украины. Тему границ и пограничных состояний они толкуют по-разному. Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина интересует граница между человеком и электронными СМИ: в их видеоинсталляции «Телезритель» телевизионное изображение и воспринимающий его человек взаимопроникают друг в друга: благодаря специальному устройству, изображение зрителя внедряется в трансляцию новостей, телесериалов и рекламных роликов, создавая в информационном потоке своим присутствием специфические помехи.

Машу Чуйкову интересует граница между естественным, природным и искусственным. Художница сняла скрытой камерой то, как грузинские женщины красят на рынке белые калы в ядовитые, неестественные цвета. Героини видео считают, что делают цветы красивее, на самом деле превращая растение в нечто неживое и искусственное.

С границами между живым и искусственным играет и видео группы «Митро». В центре инсталляции на большом экране мы видим покачивающийся над водой поплавок рыбака, а на нескольких маленьких экранах по сторонам – дождевых червей, которые сначала складываются в слова, на которых основана человеческая культура – «жизнь» и «смерть», «любовь» и «ненависть», а затем снова расползаются, становясь хаотической живой материей.
Илья Пузенков в своем видео «Близость и расстояние» старается нащупать границы частного физического и психологического пространства человека. Герой его видео вплотную подходит к прохожим на улице, или садится рядом с незнакомыми людьми на лавке на автобусной остановке, в поисках близости, переходя черту чужого личного пространства, он неизменно вызывает в других страх и отторжение.

Многих участников выставки интересуют пограничные состояния психики. Так Александра Дементьева в своей видеоинсталляции «Палата №7» создает в тесной комнатке виртуальное пространство, навеянное знаменитым чеховским рассказом. А группа «Синий Суп» предлагает масштабную панораму туманной земли, которая уносит зрителей в полное загадок мистическое путешествие. В медитативное путешествие по Тибету приглашает зрителей Татьяна Антошина. В ее видео-работе «Дорога в Гималаях» раздвоенный, зеркально отраженный пейзаж кажется некоей параллельной реальностью. Нестандартный фонтан предлагают для иллюстрации «пограничного состояния» Неля и Роман Коржовы. Перевернутая пирамида большого размера заполняется «виртуальной» водой, льющейся из проектора.

Эти и другие произведения российского видеоарта можно будет увидеть на выставке «Пограничное состояние» в центре современного искусства «МАРС» до 31 марта.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей