главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Весь немецкий видеоарт

// Анна Самусенко, Радио Культура
5 марта 2007





Показ избранных работ из каталога «40 лет немецкого видеоарта. Цифровой архив» состоялась в клубе Сине Фантом. Презентация сборника и показ работ стали частью проекта «История и теория видеоарта». Он вошёл в специальную программу 2-й Московской биеннале современного искусства.

Все электронные носители информации имеют ограниченный срок годности. Музеи и коллекционеры во всем мире сталкиваются с этой проблемой, которая проявляется, к примеру, в «белом шуршании» видеопленки. А иногда записи могут быть и вовсе безвозвратно потеряны.

В 2002 году Федеральный культурный фонд Германии принял решение организовать централизованный доступ и хранение шедевров видеоарта. Так, возник проект, который был нацелен на спасение, развитие и распространение культурного наследия одного из самых значительных жанров искусства 20 века — видеоарта. Проект получил название «40 лет немецкого видеоарта. Цифровой архив». Впервые в Германии такой сложную и комплексную идею осуществили пять музеев. За два года удалось отыскать оригиналы, сравнить и выверить копии, а также сохранить все работы в форме высококачественных цифровых записей. Некоторые исторические ленты были отлично отреставрированы.

Сегодня можно смело говорить, что немцы — пионеры видеоарта. Кто-то замечает: «Наряду с американцами и французами», кто-то утверждает, что только немцы. Потому что существует предположение, что видеоарт зародился в Германии. Поскольку еще в 1959 году в Колонне художник Вольф Фостель устроил инсталляцию на телевизионную тему. Этот момент и принято считать официальной точкой отсчета развития видеоарта в Германии.

Однако историю этой ветви искусства создатели каталога «40 лет немецкого видеоарта» начинают с 1963 года и ведут до настоящих дней. Антология из 59 исторических и современных видеоработ дает ясное представление: за сорок лет изменились и цели художников, и технологические аспекты работы, да и видео стало стандартным носителя информации.

В каталог работы отбирались скорее в соответствии с выставочными возможностями и желанием представить географию Германии. В сборник включены лучшие представители 60-х — художники Сэмюэль Беккет и Петер Роэ, 70-х — Ребекка Хорн, 80-х — Йорг Хэрольд и Малариа!.

В сборнике представлены взаимодействия видеоарта с телевидением, кино и традиционными носителями изобразительного искусства, фотографией. По мнению куратора программы «40 лет немецкого видеоарта» Жаннетт Штошек, видеоарт — это сфера, где поднимаются самые актуальные проблемы и где идут самые интересные сегодня художественные поиски. Поэтому «мы стремились максимально “полноцветно” представить этот вид искусства», — заметила на презентации сборника Жаннетт Штошек. Видеоарт интерактивен, а потому так интересен зрителю, как в историческом, так и современном проявлении.

После показа избранных работ в клубе Сине Фантом состоялось обсуждение с куратором программы Жаннетт Штошек. В нём приняли участие все зрители. Стенограмму беседы вскоре можно будет прочесть на сайте клуба.

Анна Самусенко, служба информации Радио «Культура»

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей