главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Полвека русского авангарда

// Дарья Ли, Радио Маяк
19 марта 2007


В Галерее на Солянке в рамках Второй московской биеннале современного искусства проходит выставка "Полвека русского авангарда". Рассказывает Дарья Ли.

ЛИ: Возможно, название выставки "Полвека русского авангарда" немного великовато для выставки четырех художников, поддерживающих на свой лад традиции авангарда и абстрактной живописи, но выставка не зря включена в цикл "Открытия советского периода". В этом цикле Галерея на Солянке уже проводила выставки Сергея Герасимова, художника "сурового стиля" Евгения Марченко и художника "московской школы живописи" Андрея Овчарова. И вот теперь она обогащает представления о неофициальной советской живописи, организовав выставку группы "Авангардная абстракция". Художники Александр Крюков, Светлана Некрасова, Юрий Раковский и Юрий Скопов оформились в группу "Авангардная абстракция" в 1995 году, отколовшись от студии Элия Билютина "Новая реальность".

О студии Билютина в истории неофициального искусства сохранилось на сегодня только одно воспоминание и скорее исторического, нежели эстетического свойства - хрущевский разгром выставки в Манеже 1962 года. Билютинцы участвовали в ней наравне с Эрнстом Неизвестным, Юрием Соболевым и Юло Соостером. Будь то недостаток пиар-активности или недостаток собственно эстетической силы, но что-то помешало участникам этой студии извлечь из этого разгрома соответствующие дивиденды. Быть может, дело в том, что в 60-е годы абстракция была стратегией своеобразного эстетического эскапизма, а вовсе не утопического жизнестроительства, как в 20-е.

Билютин в своей студии, созданной на базе Полиграфического института, собирал информацию о русском авангарде и пытался воспитать наследников авангарда, но именно абстракционизма не одобрял. Это и заставило четырех участников группы «Авангардная абстракция» от него отколоться. Они верят в то, что только абстракция может выразить динамику современной жизни, стремятся к передаче физического ощущения звука, провоцирующим цветовым контрастам и беспокойным отношениям изобразительных масс. Это цитата из текста вроде манифеста, что предшествует экспозиции.

Из того, что доступно взгляду зрителя, эти художники не перебирают с радикализмом, они сохраняют картину как конструктивный принцип, сохраняют рисунок и часто даже какую-то сюжетность. Например, у Некрасовой наравне с картинами под названием "Жизнь духа" и "Ноты ветра" есть и картины с названиями вполне описательными - "Улица, город" и "Дама на палубе". Или у Скопова - наравне с картинами под названием "Предельная подвижность плоскости" и "Материальное разрушение поверхности" есть и "Солдатский пир" с прочитываемыми фигурами пирующих и бутылками на столе. Прочитываемый рисунок они наполняют ритмичными цветовыми соотношениями. Это не холодный рациональный европейский абстракционизм, этих художников занимает не столько геометрия, сколько экспрессия, многообразие цветов. Но опять же не как в американском абстрактном экспрессионизме. В описании выставки они говорят, что верят в "способность абстрактной картины научить человека переживать психологическое и эмоциональное"!

Кажется, психологическое и эмоциональное - их основная ценность. И, в общем-то, в этом веселом, действительно эмоциональном, не очень аккуратном и неразборчивом стиле можно узнать почерк группы "Авангардный абстракционизм".

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей