главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Мыслящий реализм

// Федор Дмитриев, Радио Маяк
23 марта 2007


В Москве продолжается Вторая Московская биеннале современного искусства, и в рамках этого проекта открылась выставка «Мыслящий реализм». Подробнее об этом рассказывает наш корреспондент Федор Дмитриев.

ДМИТРИЕВ: В рамках Второй Московской биеннале современного искусства впервые в практике Третьяковской галереи произведения современных российских художников демонстрируются в контексте классического искусства: «Фомушка-сыч» Василия Перова и «Бездомные обитатели метрополитена» Владимира Куприянова. «Крестный ход в Курской губернии» Репина и «Крестных ход-2» Сергея Браткова похожи как две капли воды, и если Илью Ефимовича с его нетрезвым священнослужителем можно теперь вполне обвинить в оскорблении религиозных чувств верующих, то к Браткову придраться не получится. Он ведь фотограф. Рассказывает куратор выставки Екатерина Деготь.

ДЕГОТЬ: У нас была задача столкнуть работы современных художников с работами социальных русских реалистов XIX века и с пейзажем. Здесь художники делятся на две группы. Одна – это те, кто заинтересован картиной именно как неким особым миром. В основном, это художники концептуального круга. Их интересует концепция картины. И не стоит забывать, что в Россию картина пришла совсем недавно, и многие художники учились еще на иконописцев, поэтому для них картина – это было своего рода современное искусство, скорее, даже концептуальное искусство в каком-то смысле. Поэтому для концептуальных художников, таких как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, - это, безусловно, очень важная тема.

Другая группа художников - это те, которые связаны с социальной темой. Фотограф Сергей Братков, фотограф Владимир Куприянов, Ольга Чернышова со своим видео и со своими рисунками, Дмитрий Гутов. Это художники, которых интересует социальная тема в русском реализме, русский реализм в политическом измерении. Современного художника действительно не устраивает, что современное искусство как бы предало реализм. Дело в том, что реализм - это ранняя форма модернизма, то есть искусство, которое рассказывало о жизни города, о его социальных проблемах в XIX веке, о совершенно новой индустриальной действительности, отчужденной, жестокой. И художники ставили перед собой задачу смотреть в лицо этой социальной реальности, чего сейчас почти не происходит. Многие художники действительно чувствуют, что этого не хватает. В своих беседах с ними я поняла, что они действительно разочарованы очень гламурным, особенно в нашей стране, лицом современного искусства, которое так стало всем нравиться. Сейчас все так любят современное искусство, что хочется изобразить что-то, на что люди обычно смотреть не хотят.

ДМИТРИЕВ: Особое внимание привлекает к себе проект известного московского художника Анатолия Осмоловского, выполненный в стиле художественного интердикта, который в письменном виде был роздан всем посетителям выставки. Опираясь на исторический факт, а именно на запрет на отправление любых религиозных ритуалов, введенный в 1208 году Папой Иннокентием III в наказание за своеволие тогдашнего английского монарха, Осмоловский считает, что общение с Высшим может быть необходимо и сегодня. По его интердикту российскому обществу, погрязшему в национальной розни и религиозной нетерпимости, необходимо запретить до особого распоряжения лицезреть картину Александра Иванова «Явление Христа народу».

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей