главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Московская биеннале призывает к дискуссии

// Федор Дмитриев, Радио Маяк
2 марта 2007


Накануне в столице стартовала Вторая Московская биеннале современного искусства. На открытии побывал наш корреспондент Федор Дмитриев.

ДМИТРИЕВ: Главный вернисаж первого дня Второй Московской биеннале современного искусства проходил под ослепительным светом софитов интерьера Центрального универмага Москвы. На первом этаже, совсем рядом с плацдармом для тестирования косметики и парфюма, нашлось место и современному искусству. Очередные редкие возгласы удивления по поводу места проведения главного проекта сменялись резонными замечаниями: есть, мол, площадь, столько-то на столько-то метров, так почему бы ее и не использовать? Среди открывающих основной проект был и глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.

ШВЫДКОЙ: Уверен, что Московская биеннале конечно вызовет дискуссию. Уверен, что найдутся люди, которые скажут: «На что вы тратите деньги?» Но такого рода биеннале устраиваются для того, чтобы предложить современному обществу нечто, что выходит за рамки обычного и привычного. Первая биеннале подарила нам полторы тысячи откликов, в которых говорилось о Москве как об одной из культурных столиц мира. Обсуждались разные проекты, но тем не менее Москва - это одна из культурных столиц мира, и проведение такой биеннале в Москве - в высшей степени важно. Другое дело, что не надо думать, что это единственное, что поддерживается государством.

Государство прежде всего поддерживает традиционное российское искусство, музеи, в которых хранятся шедевры русской реалистической живописи. Но, повторю, Россия - родина мирового авангарда. Великие имена, которые составили славу 20-го столетия, такие как Кандинский, Малевич, Илларионов, Гончарова - это имена людей, которые вошли в историю мировой культуры. И в этом смысле мы продолжаем традицию, а не совершаем кощунство.

ДМИТРИЕВ: Найти выставочный зал то ли на четвертом, то ли на пятом этаже ЦУМа без помощи проводников, предварительно не затерявшись, а самое главное - не перепутав его с небедно оформленными торговыми павильонами, оказалось задачей не из легких. В не достроенном вовремя помещении разместились работы преимущественно американских видеоартистов, посвященные, пожалуй, всем лежащим на поверхности у американцев темам: нетрадиционная сексуальная ориентация, расовые вопросы, человек и его комплексы, надуманные и не очень.

После осмотра первой экспозиции основная часть зрителей отдельными отрядами постепенно начала подтягиваться к месту второго, не менее важного, события первого дня биеннале - вернисажу в недоделанной новостройке под названием башня «Федерация”. Здесь, у подножия голубого исполина, отряды сформировались в единую четкую массу, ибо, вспоминая слова Михаила Ефимовича, традицию, как видно, решили продолжить во всем, в том числе и в контрольно-пропускном обряде.

В этот момент иностранным художникам представилась уникальная возможность выучить новое незнакомое русское слово “давка”, а заодно и полноценно испытать на себе его значение. После 20 минут стояния на холоде со стороны любителей современного искусства стали раздаваться тематические возгласы по поводу того, что именно так начиналась революция. Хлеба-то было много, только на всех не хватало. «Я арт-критик», - громко кричал кто-то. – «А почему у вас пропуск не красного цвета?» - раздавался ответный рык одного из многочисленных охранников.

Одной из причин столь жесткой селекции у подножия башни, видимо, был бесплатный алкоголь на ее вершине. Низкая вместимость лифтов и добросовестная подозрительность секьюрити стали для любителей «контемпорари арта» настоящей проверкой на стойкость. Выдержали почти все. Выдержали, чтобы увидеть удивительный люминесцентный восход бразильской художницы Кармелы Гросс, оценить геопоэтику Юрия Лейдермана, а именно трех чернокожих граждан, сидящих за круглым столом и флегматично попивающих красное вино, вслушаться в неподвижное молчание полунагих фигур Беляны Джурджевич и, в конце концов, совсем не без основания сказать себе, что первый день 2-й Московской биеннале современного искусства прожит не зря.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей