главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Из Бьорк делали суши

// Елена Карпенко, Вечерняя Москва
14 марта 2007

На 2-й Московской биеннале современного искусства показали работы американского художника-режиссера Мэтью Барни – фильмы цикла Cremaster и Drawing Restraint 9.

Художник-концептуалист хоть и стоит особняком – фигура в современном искусстве известная и модная. Его имя фигурирует даже в романе «Гламорама» Брета Истона Эллиса, куда автор собрал все фамилии модных персонажей Нью-Йорка. Для одних он самый прогрессивный яркий молодой художник, для других – муж исландской певицы Бьорк, которую снял в своем фильме Drawing Restraint 9.

Это похоже на ожившие визуальные образы или анимированные инсталляции. Сам Мэтью Барни на встрече с российскими ценителями искусства, объяснял, что пытается в своих фильмах «изобразить скульптуру в действии». Как бывшего спортсмена его волнует ощущение физического преодоления: подъем, спуск. Кстати, cremaster – это (кто бы мог догадаться, кроме урологов?) – мышца, ответственная за подъем и опускание мошонки.

Пять Cremaster’ов и Drawing Restraint 9 – это невероятно медленно снятые сцены-картины, где полностью отсутствует человеческая речь. В Cremaster 4 некий Кандидат, похожий на сатира с ушами хоббита и неразвитыми половыми органами танцует чечетку на распадающемся полу. В то же самое время мы видим, как соревнуются две команды гонщиков.

Cremaster 5 – невероятно красив: это маленький фильм-опера. Потрясающие картины ночной Государственной Венгерской оперы и загадочная романтическая музыка Джонатана Беллера в исполнении Дивы (певицы Урсуллы Андерс). Радуют глаз также кадры в термальных банях Геллерт, где под водой, покрытой огромными жемчужинами, резвятся здоровые мясистые эльфы.

Фильм Drawing Restraint 9 был снят в Японии на китобойном судне «Нисима–Мару». Главные герои фильма – Мэтью Барни и Бьорк – гости на судне. Все, что происходит с ними на борту корабля, можно считать свадебным обрядом. Сначала молодоженов готовят к обряду: сбривают брови и одевают в костюмы, в которых те становятся похожими на улиток. Затем следует сама церемония, проходящая в формате чайной церемонии в квазияпонском стиле. И, наконец, брачная ночь: где наполовину погруженные в жидкость, они разрезают друг другу конечности страшными ножами, которыми в суши-барах режут рыбу.

Фильм длится два с половиной часа, за все это время мы слышим только один небольшой диалог – во время изнурительной чайной церемонии. Зато огромное значение в фильме имеет музыка, авторство которой, понятно, принадлежит Бьорк. Музыкальную концепцию Бьорк выстроила вокруг традиции игры на древнем японском духовом инструменте шо (гармоника с пятнадцатью трубами). Бьорк сама почти не поет, реализовывая главным образом свои композиторские амбиции. Можно заметить, что как композитор Бьорк все дальше и дальше уходит в туманные дебри авангарда, из которых ее может вывести теперь, видимо, только развод с Мэтью Барни.

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей