главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Йоко Оно

// Александра Рудык, Афиша
17 мая 2007

Йоко Оно всю жизнь припоминают брак с Ленноном и обвиняют в развале The Beatles. Будто бы припомнить больше нечего, будто бы мало она натворила за свою семидесятилетнюю жизнь. В действительности, кроме того самого брака и музыки, она довольно активно всю свою жизнь занималась искусством. Однажды Леннон охарактеризовал Йоко Оно как самого знаменитого в мире неизвестного художника: «Все знают ее имя, но никто не знает, что она делает». Художник Йоко Оно обязана своим появлением нью-йоркскому авангарду. При этом она никогда не была его звездой, а просто еще одним активным участником, эдаким концептуальным зеркалом, отражающим свое время. Внимания и расположения публики и критики художница Оно добилась лишь в 2002 году, после ретроспективы в Сан-Франциско, где были выставлены 150 ее работ, включая фильмы, скульптуры, спектакли, демонстрирующие карьеру художницы с 1960-х по 1990-е годы. Там-то и выяснилось, что Оно в начале 60-х была одним из первых участников Fluxus (вольное объединение художников-авангардистов, развивающих учения дада). В 1964-м устроила перформанс в духе нашей Елены Ковылиной (точнее, перформансы Ковылиной в духе Оно) под названием «Отрежь кусочек», где зрители должны были отрезать кусочки ее от платья до тех пор, пока на художнице ничего не останется. Затем, в 64-м, она издала книгу поэзии минималистского абсурда «Грейпфрут» («Устрой танцы, пусть люди танцуют со стульями»). На рубеже 1960- 1970-х создала свою самую известную инсталляцию под названием «Да», состоящую из белой стремянки, взобравшись на которую, зритель обнаруживает висящую на цепи лупу. Поднеся лупу к листу бумаги в рамке, он видит надпись «Инструкция», а ниже — слово «Да». Инсталляция ныне не работает, но упорно выставляется с пояснением: «Из-за хрупкости материалов интерактивный объект больше не действует». Потом Оно устраивала хеппенинги и снимала какие-то фильмы про задницы и поезда.

А в 2003 году создала глобальную инсталляцию «Одиссея таракана», с которой запоздало и приехала в Москву. Перевоплотившись в таракана, «Эйнштейна в мире насекомых», по словам энтомолога Джона Гудегаста, Оно вновь являет миру свое единственное, но, несомненно, важное и пафосное, концептуальное послание о том, что мир говно и что люди, увидев его глазами гадкого насекомого, должны разобраться, кто на самом деле здесь паразит. Место для выставки выбрано самое подходящее — ЦУМ. Ни Йоко Оно, ни заваленные мусором уголки Нью-Йорка не смотрелись бы адекватно, скажем, на территории «Винзавода», пространство должно быть — соответственно случаю — лакшери. Сама выставка — серия фотографий и объектов, представляющих жестокий американский мир глазами усатого насекомого. Йоко Оно решила не мелочиться, превратив и зрителей в ничтожных таракашек. Видимо, с этой целью ее фотографии, изображающие кровавых юношей, голодающих детей и разрушенные дома, — размером со стену; а объекты: опрокинутый стул, урна, заполненная горой гипсовых тел, бита, измазанная кровью тех самых юношей, и мышеловки, наверное, для слонов — смело гипертрофированны.

http://msk.afisha.ru/exhibitions/exhibition/?id=20754133

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей