главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

"Цинизм – это смерть"

// Юлия Штутина, LENTA.RU
29 мая 2007

Йоко Оно привезла в Москву странствующий арт-проект

Во вторник 29 мая 2007 года в столичном ЦУМе прессе представили последнюю выставку из завершившейся в апреле Второй московской биеннале современного искусства - "Одиссею таракана" американской художницы японского происхождения Йоко Оно. Проект откроется для зрителей 31 мая и проработает до 24 июня. Сама госпожа Оно намерена дать мастер-класс для молодых художников.

Московская версия "Одиссеи таракана" - третья по счету. Художница всякий раз заново приспосабливает экспозицию к выставочному залу. В ЦУМе ей выделили огромное, не отремонтированное до конца помещение с голыми стенами и свисающей с потолка проводкой, напоминающее большой гараж. Йоко Оно полагает, что это лучшее место из тех, в которых она показывала свой проект. Нью-йоркскую выставку она сравнила с соло для фортепиано, лондонскую - с концертом, а московскую - с симфонией.

Таракан, с точки зрения Оно, - это, прежде всего, постоянный спутник жителя современного мегаполиса (подразумевается, конечно, Нью-Йорк, но и Москве этот вид фауны совсем не чужд). Кроме того, таракан, как считается, может выжить в условиях ядерной зимы, и ему не страшны никакие человеческие катаклизмы. Наконец, он так мал, что его глазами мир людей выглядит совсем иначе, чем привык обыватель.

Таким образом, выставка получилась игрой с масштабами и объемами. Груда ношеных вещей в углу зала выглядит ничтожной по сравнению с гигантским мусорным баком, который распирают изнутри обломки разбитых гипсовых тел. Обычный зонтик-парасоль соседствует с метровой высоты мужским ботинком и наручными часами, распластанными как небольшой крокодил. На бейсбольной бите можно усадить в ряд десятка полтора детей. Гигантская фотография забитого до смерти (очевидно, этой самой битой) и лежащего в луже крови ребенка повторена несколько раз и окаймляет собой помещение с экспонатом.

Зрителю предстоит и самому получить представление об иной точке зрения: ему предлагается зайти в крошечное пустое помещение и покинуть его на четвереньках. Из комнатки он буквально выползет в черный коридор, а уже оттуда выйдет на свет. Весь проект обыгрывает тему "коридоров истории и сознания", коридоров, "символизирующих время". В автокомментарии к выставке художница написала: "Нас, людей, вели, как стадо, по коридорам истории, созданных нашими вождями, и наше сознание следовало по этим коридорам … Правда такова, что наш путь пролегает в темноте почти до самого последнего коридора". Не приходится сомневаться, что идею "коридорности" российский зритель дополнит по-своему.

Тараканьи взгляды на выставке перемежаются большими инсталляциями на антивоенные темы, ибо госпожа Оно никогда не переставала быть пацифисткой. В одном из помещений, например, к потолку привешены армейские каски, некоторые из которых заполнены кусочками паззлов, а на стенах закреплены известные снимки из послевоенного Берлина: французская оккупационная зона, "Чекпойнт Чарли" и так далее. В другом зале установлены три клетки. На одной из них висит плакат "US Army wants you", а внутри лежит груда ботинок, во второй под знаменитым лозунгом Оно-Леннона "War is over" в кучу свалены книги, третья пуста, в ней есть только умиротворяющая фотография с безлюдным пейзажем.

Современную выставку трудно себе представить без взаимодействия со зрителями, и на "Одиссее таракана" у публики есть возможность не только поползать на коленях, но и поставить собственноручно поставить на карте мира оттиск "Imagine Peace". Йоко Оно утверждает, что большинство посетителей в Лондоне и Нью-Йорке желали мира местам, где они родились. Как поведут себя москвичи, еще предстоит увидеть.

В 2007 году в лозунге "Imagine Peace" чудится что-то пораженческое: то ли нынешние пацифисты уже пошли не те - вялые и робкие, то ли сама Йоко не до конца верит в достижение всеобщего мира. Да и в концептуальном искусстве что-то безнадежно переменилось: в конце пресс-конференции некогда "самая знаменитая неизвестная художница в мире" (так называл ее Джон Леннон) и непримиримая радикалка подарила слушателям неожиданный лозунг: "Цинизм - это смерть". А мы-то думали…

Фотогалерея

http://lenta.ru/articles/2007/05/29/yoko/

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей