главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

"Людей, вели как стадо по коридорам истории..."

// Юлия Малахова, ГАЗЕТА
31 мая 2007

Йоко Оно на своем московском вернисаже «Одиссея таракана» появилась стремительно, почти чаплинской походкой, в мужской шляпке и черном костюме, несмотря на столичную жару. Ее полностью скрывал щит из телохранителей, лишь иногда обнажавший для восторженной публики любимую женщину экс-битла. Женщина-провокатор, художник-концептуалист, музыкант-философ - это все Йоко. В самом ее имени заложена тайна, о которой Йоко Оно и рассказала Юлии Малаховой для "Газеты".

- Йоко, ваше имя в гностических апокрифах означает "демон удовольствия". Ваши родители знали об этом?

- Да, имя странное. Почему меня назвали именно так, уже не спросишь у них, ведь родители умерли.

- Что вам сегодня доставляет удовольствие, кроме искусства?

- Ну, в первую очередь все-таки искусство. Особенно музыка и фильмы. А чтобы стать счастливым, просто надо стремиться, чтобы все в твоей жизни доставляло удовольствие. Уверена, вы тоже делаете все, чтобы радость, удовлетворение и счастье были все время с вами.

- «Одиссея таракана» проходит в Москве после Нью-Йорка и Лондона. Менялись города и помещения, а менялась ли сама экспозиция?

- Знаете, в Нью-Йорке мне предложили сделать «Одиссею» в небольшом темном гараже. В Лондоне выставка вытянулась по вертикали, в трехэтажном здании ICA (Institute of Contemporary Arts, Институт современного искусства). А в Москве отдали под экспозицию огромное пространство, которое мне показалось похожим на парковку со множеством столбов, здесь посетителям я могла предложить поиграть в прятки. Вереница коридоров в этом огромном горизонтальном пространстве символизирует Время. Можно сравнить мою выставку в Нью-Йорке с соло на фортепиано, в Лондоне - со звучанием струнного квартета, московская выставка уже похожа на симфонию.

- Бетонное пространство вы превратили в лабиринт Времени и Истории. Вся инсталляция полна интеллектуальных загадок.

- Нас, людей, вели как стадо по коридорам истории, заданным нашими вождями, и наше сознание следовало по этим же коридорам. Таракан увидит, что произошло с человеческой расой.

Конечно, когда я задумывала эту инсталляцию, то вспоминала «Превращение» Кафки. Но, уже приступив к работе, думала о тараканах. Их много в Нью-Йорке. Думаю, наступит момент, когда тараканы переживут нас.

- Йоко, вам нравится Москва?

- Я бывала в России пару раз в конце 1980-х. Тогда, кстати, американская балетная труппа привезла программу, к которой я написала музыку. Поверьте, Москва - один из немногих городов мира, который я искренне и страстно люблю.

- С какой музыкой у вас ассоциируется наша столица?

- Знаете, в первую очередь приходит на ум музыка Шенберга. А если присмотреться к городу внимательнее, то понимаешь: выразить все оттенки Москвы можно только гением Шостаковича.

- А какой бы вы выбрали для Москвы цвет?

- Так…Трудно выбрать только фрагмент палитры. Символом Москвы может быть лишь радуга! Знаете, сама я - оптимист.Уверена, циники ничего не добьются. Надо верить! А цинизм - это и есть смерть.

http://gzt.ru/culture/2007/05/30/220002.html

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей