главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Публикации

Визит дамы

// Жанна Васильева, ИТОГИ
4 июня 2007

Выставка Йоко Оно на четвертом этаже ЦУМа, организованная при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и фонда "Русский век", стала завершающим аккордом 2й Московской биеннале. И первым знакомством столицы с Йоко Оно. Не потому, что о ней не знают: трудно представить человека, который так крепко проспал последние пятьдесят лет, что не слышал о "Битлз", Джоне Ленноне и его вдове Йоко Оно. И не потому, что она в Москве впервые - это не так. Однако выставка Йоко Оно - возможность познакомиться с одним из первоисточников мирового актуального искусства.

В 1966 году, когда Джон Леннон пришел в лондонскую галерею "Индика" на выставку японки Йоко Оно, она уже была известна. Ее "нежные инструкции", написанные в начале 60х в Нью-Йорке, также вошли в историю западного концептуализма, как ее перформансы - в историю радикального искусства. Нынешняя московская выставка с эпатирующим названием "Одиссея таракана" - еще одно подтверждение того, что Оно верна себе. Хотя название вроде бы иронично, в этом проекте ни грамма иронии. Лозунг на стене "Война закончится, если ты захочешь этого" для Йоко Оно явно не только омаж временам юности. Это призыв к "молчаливому большинству". Не зря рядом на столах - карты мира, Европы, России, даже Москвы. На них - печати с надписью "Вообрази мир". Любой может поставить печать мира там, где захочет. Тем самым проголосовать за жизнь без бомб и терактов.

Таракан ей потребовался вовсе не для осмеяния человеческого мира, скорее, для остранения от него. Таракан вроде Гулливера в стране великанов, то есть людей. Разница с героем Свифта лишь в том, что этот персонаж появляется, когда люди со сцены уходят. Причем уходят не по своей воле. Одни лежат с проломленными бейсбольной битой головами на тротуаре - огромная окровавленная бита прилагается. Об участи других напоминает колючая проволока, белоснежные гипсовые обломки тел, забившие мусорный бак, и старые фотографии. О судьбе третьих - подвешенные солдатские каски, увиденные сквозь овал отсутствующего зеркала. Но лабиринт в духе то ли Хичкока, то ли мрачной антиутопии выводит в черный коридор, в конце которого высвечена крохотная открытка. На ней - радуга над сельским пейзажем. Малюсенький рисунок в черноте тупика "жжот", как пишут ныне в блогах. Хотя, казалось бы, что может быть банальнее напоминания о том, что счастье было так близко? Неужто выход есть только для тараканов?

Публицистическая прямота высказывания соединяется в проекте с почти шокирующей искренностью. В темном зальчике крутятся три фильма. Один новый, смонтированный художницей из семейной хроники 30х годов специально к выставке в Москве. Он, кстати, обнаруживает связи Йоко Оно с Россией: ее дядя был женат на скрипачке Анне Бубновой, родной сестре известной художницы Варвары Бубновой. И два - с записью знаменитых перформансов: "Муха" и "Отрежь кусочек". Последний - в двух вариантах: 1965 года и 2003 года. Художница просто сидит на стуле перед зрителями. Рядом - большие ножницы. Зрители подходят по очереди и отрезают от ее одежды кусок - на память. Кто-то режет подол, кто-то - бретельку бюстгальтера. Кто-то извиняется. Кто-то деловито пыхтит. Фетишизм, любовь к искусству, наслаждение властью и наш собственный вуайеризм тут смешаны в одном крепком коктейле. Художественная акция выглядит как добровольное жертвоприношение.

После этих фильмов понимаешь, что Йоко Оно есть последняя романтическая героиня. Не одинокая кисейная барышня - волевая миниатюрная японка в черных очках, черном брючном костюме и шляпе вроде цилиндра, со свитой секьюрити в черном. Похожая на короля и королеву сразу.

http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Article/Itogi_2007_06_03_02_4816.html

Вернуться к списку публикаций


Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей