главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного 

искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Специальные проекты

Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае

место и даты экспозиции

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу   3 марта 2007 — 1 апреля 2007

авторский коллектив

  • Андрей Ерофеев (руководитель проекта)
  • Юлия Аксенова
  • Анна Дикович
  • Сергей Епихин
  • Елена Зайцева
  • Александра Криксунова
  • Юлия Лидерман
  • Кирилл Светляков

куратор с китайской стороны

  • Син Донь Чень

о проекте

Соц-арт был придуман в 1972 году знаменитым дуэтом московских художников Виталием Комаром и Александром Меламидом, однако вскоре обнаружилось, что аналогичную игру с советскими образами, стилистиками и реалиями используют другие параллельно существующие в Москве творческие группировки. Во второй половине 1970-х соц-арт пересек границы СССР, шагнул в США и Европу. Однако ярче всего он отметился на Востоке, где оказал влияние на становление нонконформистского искусства Китая. В 1990-е годы китайские художники выработали в качестве мейнстрима своего современного искусства political art — явление, у которого пластическое воплощение смешного поступка и образа мышления как и в соц-арте представляет собой бунт против всякой догматики и любого безусловного дела, поступка и заявления, вышучивание всякого авторитета, который ставит человека на колени и принуждает к некритичному и иррациональному подчинению. Художник соц-арта, смеясь, бросает реальный вызов власти и обществу и нередко несет за это серьезное наказание (знаменитая «бульдозерная выставка», аресты и обыски в мастерских соцартистов, конфискация произведений). Некоторые соцартиские произведения не будут допущены и на эту выставку (их можно будет посмотреть в отдельном выставочном зале Москвы). Но соцартовская терапия тоталитарного сознания не ограничена смехом. В не меньшей степени она построена на практике отстранения, дистанцированного анализа собственных контекстов. При этом прием сопоставления чужих языков поначалу полностью исключил разработку собственной пластической концепции стиля. Однако постепенно само отрицание единства художественной формы стало основой новой трактовки формы. С годами исследовательский пафос соц-арта угас и художников больше заинтересовали выразительные, нарративные и даже зрелищные возможности «диалогической формы». Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае» задумана в качестве ретроспективной панорамы направления. Она представит его в хронологическом развитии, в топографическом развороте — от московского проекта 1972 года до пекинского political art конца 1990-х годов — и в типологическом срезе. Экспозиция будет состоять из 7 разделов:

1. Азартные игры с культурой
Персонаж Плут
Пародийный акционизм
Занимательная социология

2. Апроприация советского
В маске жэковского оформителя
В роли мосховского художника
Конструирование антисоветского искусства

3. Деконструкция через абсурд
Буквализация политических метафор
Конфликт языка и сюжета

4. Фокус стиля — диалог
Бинарные оппозиции
Манипулятивные объекты: сотворчество автора со зрителем
Ритуальные жесты

5. После победы. Ностальгический соц-арт
Апофеозы имперского стиля
Фантазии на темы языков тоталитарной культуры
Языком плакатов «гражданской обороны»
Смещения и размывания знаков и смыслов
Археология советской цивилизации

6. Соц-арт как национальный узор
Идеологический раппорт
Красные сувениры

7. Смерть стиля в ангажированном искусстве

организатор

  • Государственная Третьяковская галерея

главный координатор

  • Ирина Лебедева

экспозиционер

  • Нина Дивова

техническая помощь

  • Евгений Арсеньев
  • Александр Загорский
  • Светлана Переслегина

российские художники

  • Юрий Авакумов
  • Никита Алексеев
  • Алексей Беляев-Гинтовт
  • Вагрич Бахчанян
  • Гриша Брускин
  • Петр Быстров
  • Александр Виноградов и Владимир Дубосарский
  • Сергей Волков
  • Дмитрий Врубель
  • группа «Гнездо»
  • Людмила Горлова
  • Эдуард Гороховский
  • Свен Гундлах
  • Георгий Гурьянов
  • Вадим Захаров
  • Константин Звездочето
  • Илья Кабаков
  • Алексей Каллима
  • Георгий Кизевальтер
  • Елена Ковылина
  • Николай Козлов
  • Виталий Комар и Александр Меламид
  • Мария Константинова
  • Ирина Корина
  • Александр Косолапов
  • Валерий Кошляков
  • Леонид Ламм
  • Ростислав Лебедев
  • Диана Мачулина
  • Владимир Мироненко
  • Сергей Мироненко
  • Борис Михайлов
  • Игорь Мухин
  • Тимур Новиков
  • Никола Овчинников
  • Борис Орлов
  • Анатолий Осмоловский
  • Георгий Острецов
  • группа «ПГ»
  • Павел Пепперштейн
  • Виктор Пивоваров
  • Дмитрий Пригов
  • группа «Радек»
  • Андрей Ройтер
  • группа «Синие носы»
  • группа «Синий суп»
  • Леонид Соков
  • Ольга Солдатова
  • Вячеслав Сысоев
  • Авдей Тер-Оганьян
  • Андрей Филиппов
  • Дмитрий Цветков
  • Александр Шнуров

китайские художники

  • Луо Бразерзс
  • Ван Вэньхай
  • Ван Гуанъи
  • Шао Инун и Муньчэнь
  • Чжаоян Инь
  • Хуан Ихан
  • Лю Лиго
  • Фан Лицзюнь
  • Юэ Миньцзюнь
  • Ван Ниндэ
  • Ван Нэнтао
  • Рен Сыхун
  • Ихуй Сю
  • Луо Сю
  • Чан Сюгун
  • Чжан Сяоган
  • Цзен Фаньчжи
  • Ма Хань
  • Лю Хао
  • Ван Цзиньсун
  • Ван Цзывэй
  • Суй Цзяньго
  • Фэн Чженцзе
  • Тан Чжиган
  • Ли Шань
  • Ян Шаобинь
  • Юхань Юй
Экспонаты выставки предоставлены Третьяковской галереей, частными собраниями В. Антоничука, И. Маркина, В. Семенихина, А. Смурзикова, а также художниками и частными галереями Москвы и Пекина.

при поддержке

  • Фонда «Новый»
  • Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана
  • Фонда «Екатерина»
  • компании «Стройтекс»
  • компании British American Tobacco




Более полную информацию о проекте можно найти в Каталоге Второй Московской биеннале современного искусства.








Фонд "Русский век"       Торговый дом ЦУМ      MIRAX GROUP      Art Media Group      Издательская программа 

«Интерроса»    Банк «Монолит»      Росгосстрах
информационная поддержка

                GiF.Ru – Информагентство «Культура»             

биеннале

программа

пресса

для посетителей